Main Page English Version  
Up Deep

В.Г. Гриковский: выставка "Страсти по Линнею" (Санкт-Петербург, 2014)

Валерий Гриковский
 

С удовольствием приглашаю всех участников и посетителей сайта на свою выставку - надеюсь, что это мероприятие многих заинтересует.
Одно название - "Страсти по Линнею" - говорит само за себя.
 

Открытие будет происходить 27 ноября 2014 г. в 19 часов в галерее современного искусства "NameGallery" по адресу - СПб, Большая Конюшенная ул. (бывшая Желябова), 15.
 



Вот как пишет о Валерие Гриковском и его выставке на сайте NowEvents     известный философ, психоаналитик и искусствовед Виктор Мазин.


1. О ЛИННЕЕ И СТРАСТЯХ

Названием своей выставки Валерий Гриковский подчеркивает: Линней, даже если мы плохо помним о его вкладе в науку, жив в нашей культуре, и, более того, страсти вокруг него не утихают, даже если имя его не упоминается. Кто он, Карл Линней? И что за страсти? Линней - один из основоположников того представления о мире, в котором мы живем. Он - натуралист и врач, но главное - создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и упорядочены знания всего предыдущего периода развития естественных наук. Страсть по Линнею - страсть по классификации, систематизации, наведению порядка в мире, в том самом мире, который сегодня все больше и больше напоминает хаос информационных потоков, капитала и человеческого сырья. Важно сказать, что Валерий Гриковский - и ученый, и художник, он - представитель двух миров, науки и искусства. Это и проясняет название эстетического и исследовательского проекта "Страсти по Линнею". Страсть познания может быть движущей силой и художественного и научного поиска. А вот дальше, как правило, пути художника и ученого расходятся. В "Страстях по Линнею" Гриковского пути эти то сходятся, то расходятся. И так происходит в каждой из трех частей экспозиции.
 

2. ПЕРЕКРЕСТКИ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ В ТРЕХ ЧАСТЯХ ЭКСПОЗИЦИИ

Первая часть включает две работы: "Большую картину", классический образ которой выстроен из элементарных частиц - небольших бумажных полосок, и "маленькую картину", представляющую собой вогнутое отражение, изнанку "Большой картины". "Маленькая картина" производит вскрытие "Большой картины". "Маленькая картина" - обращенный взгляд "Большой картины". Картина смотрит картину. Картины замкнуты друг на друга, и, кажется, не предполагают появления между ними зрителя. Субъект-зритель расстраивает отношения между картинами. Как только он появляется, экспозиция из упорядоченного космоса Линнея превращается в относительное пространство Эйнштейна. Переменная точка зрения субъекта меняет всю картину, преобразуя ее из научной абсолютности в художественную относительность. Этот эффект возникает благодаря тому, что каждый элемент "Большой картины" крепится, подобно коллекционному препарату, на энтомологической булавке, причем на разной высоте. Поверхность оживает, колеблется, мерцает между двухмерностью и трехмерностью. Художник выходит за пределы плоскости, а картина на глазах собирается и разбирается. Такова деконструкция "Большой картины" во времена смены аналоговых технологий цифровыми. Элементы этой картины можно парадоксальным образом назвать аналоговыми пикселями. Вторая часть экспозиции собрана из серии "энтомологических коробок", в которых место научных экспонатов занимают художественные объекты. Объекты эти - эндемические истории. Объекты эти препарированы, представлены в герметичных коробках не в собранном, а в разобранном виде. Кабинетное искусство проявляет свою научную подоплеку. Реликты зрения принадлежат и искусству, и науке. Третья часть экспозиции - место сборки точки зрения. Что это значит? А то, что не человек собирает картину, а картина собирает человека. Точнее, глядя на реалистическую картину, человек центрирует себя. Художник показывает утопию перспективизма. После радикальной революции рубежа XIX-XX веков, произошедшей в науке и искусстве, возврат к перспективизму, миметологизму, академизму выглядит не просто как наивный возврат к моно-центрации человека, но и как научный тоталитаризм линневского толка. Три экспозиции Валерия Гриковского показывают, возможно, самую главную проблему сегодняшнего мира, в том числе и мира науки, и мира искусства - страсть по тотальной Большой Картине, которая ведет лишь к ее распаду. Мы становимся свидетелями непрекращающихся попыток ностальгического восстановления Большой Картины.
 

3. О ТЕХНИКЕ, О ГРАФИКЕ

В техническом отношении деконструкция образа производится минимальными средствами - языком графики. Все три части экспозиции графичны. Основой их служит умозрительный черно-белый рисунок. Инструменты художника - бумага, карандаш, клей, скальпель для бумаги. Предельная техническая простота контрастирует с невероятно сложными концептуальными графемами научного письма. В этом контрасте на свет рождается новая техника, которую Валерий Гриковский называет "МинусГрафикой". Трехчастная экспозиция "Страстей по Линнею" - продолжение поиска художника в поле графики, и она парадоксальным образом оказывается не инсталляцией, а графическим письмом. Инсталляция - видимость. Объекты экспозиции - видимый эффект незримого письма. "Страсти по Линнею" - деконструкция не столько Большой Картины, сколько Большой Истории. Сегодня, когда наука стала религией, когда достаточно произнести священные слова "ученые доказали", и у человека возникает священный трепет, искусство оказывается уникальным местом возможной свободы мысли. "МинусГрафика" оказывается зоной сопротивления "ПлюсСистеме" позитивистской Большой Картины. Если религиозный аспект и проявляется в экспозиции, то вслед за формулой Аби Варбурга "Бог - в деталях". "МинусГрафика" - темная материя "Страстей по Линнею".