Давыд Пирюлин

Лаборатория солоноватоводной гидробиологии

 

ОБ АВТОРЕ:                                                              МИР И МИРОВОЗЗРЕНИЕ


 


Насекомое. – Insecta (Arthropoda).
1.09.1978., восковик Trichius fasciatus L. (Scarabaeidae), питающийся на цветке кипрея Epilobium angustifolium L.; ст. Карпогоры-тов. СЖД, пос. Таежный Пинежского района Архангельской области.

 

Жизнь свободноживущих насекомых аридной суши – основной вопрос, интересующий автора. Проблема, однако, не в нем, а в анализе той смутной целостности мозаики биогеоценозов, которая на макроуровне ощущается в наибольшей степени, но которую труднее всего выразить словесно или математически. Часто возможно лишь непосредственно усмотреть те связи, которые обеспечивают экосистемную целостность природы, отличающуюся и от целостности кристалла, и от целостности организма, но все-таки преемственны по отношению к ним. Еще более неявно и медленно проступает преемственность социальных и природных систем. Гуманитарию нелегко, а порой невозможно увидеть мир с позиций биолога экологического профиля. Но можно пытаться… С первого раза и у биологов не все получается.

 

Фотографии и описания не могут научить первобытному, но не примитивному взгляду на мир, который можно назвать веддическим. Но фотографии позволяют быстрее преодолеть порожденное еще ранней урбанизацией отчуждение от природы, которое мешает ее пониманию in situ. Предшествовала ли нашей технологической цивилизации иная, веддическая, - вопрос спорный и в спорах неразрешимый. «У человечества были иные пути, и, вполне возможно, они явились бы более эффективными и менее болезненными для нас. Но тогда и мы сами были бы абсолютно другими…» (А.С.Левин Протоцивилизация: миф или реальность? – Силламяэ: ИЭиУ, 1999; - с. 209-210.) Менее эзотерический подход представляется более реалистичным. Целостность нашей эволюционной экологии нелегко разрушить, и возникновение абсолютно иной цивилизации проблематично. В современной цивилизации различим вырожденный веддический и господствующий верический аспект. Цивилизация при своем возникновении опирается на весь эволюционно-экологический континуум; на раннем этапе она неотделима от природы даже в сознании, непосредственно воспринимающем то, что сейчас пытается преподать человечеству экология. Эта фаза является веддической (не являясь веддизмом - учением Ведд). Верическая фаза связана с антропоморфизацией и социализацией природы, изобретением вер и богов, отрицающих друг друга до атеизма включительно. Обе фазы преемственны и неистребимы, поскольку человек сохраняет и природную, и социальную основу. Путь к веддическому познанию при господстве веризма не закрыт, но одинаково сложен как для материалиста, так и для идеалиста.

 


 

1983., Д.Д.Пирюлин за разборкой аральских материалов; Ленинград, ЛГПИ им. А.И.Герцена, кафедра ботаники. -- Фото В.Г.Гусейнова.

 

Автор - натуралист. Немало кто считает, что последний натуралист плавал на «Бигле», после чего страдал подагрой и резал усоногих рачков (Cirripedia; Darwin, 1851); что натуралистом быть несовременно (а в науке – неэтично, ибо негоже занимать вакансии специалистов), или что натуралистом можно (полезно) быть только в детстве… Подобные мнения закономерно формируются в едином процессе социализации природы (Сен-Марк, 1977) и идеологизации познания, позволяющем и позабыть, и перевести на новояз (в смысле Оруэлла) и Ч.Дарвина, и В.И.Вернадского (чьи неологизмы являются скорее противоядием от новояза манипулятивного, чем продуктом последнего), и позднейших натуралистов-экологов. Д.Л.Арманд констатирует, что он «на пятом совещании географов Сибири и Дальнего Востока остро ощущал отсутствие сибирско-русского словаря» (Арманд Общие вопросы охраны природы, 1968).

 

Эволюцией отведено науке намного меньше времени, чем познанию, если наука – лишь государственый аппарат (институт) возрождения познания в нужной мере и в нужном месте. - Однако невозможно уже обвинять в чем-то государство, не обвиняя и себя заодно. И революция, и антиреволюция пережиты; осталось лишь обратиться к эволюционно-экологическим концепциям во всей их полноте и с того начала, о котором любая современная наука сохранила лишь смутные воспоминания. Возрождение возродило познание лишь в науке – служанке экономики; на очереди (через поколения?) возрождение веддических принципов познания. – Но и очередной ментальный клон веристов уже ухватился за Ведды как за соломинку, намереваясь с ее помощью жить дальше.

 

 

 

 

1987, СПб, ангел-флюгер Петропавловской крепости-тюрьмы.

 

Очень наглядный, но слишком красивый и потому воспринимаемый лишь как украшение символ любой новой России, и обновляющей его позолоту, и от века сохраняющей свой веддический потенциал познания, которым не может толком воспользоваться.

 

Тот, кто не утратил свой природный веддический потенциал (потенциал непосредственного познания), сам найдет свое в моих материалах, если захочет тратить на них время в ущерб прямому познанию in situ, якобы ставшим слишком дорогим удовольствием для спонсоров современного естествознания, не воспринявших даже концепции мониторинга, - не в последнюю очередь из-за глубокой порочности ведомственных и утилитарных мониторинговых программ типа: Ю.А.Израэль Экология и контроль состояния природной среды (Гидрометеоздат, 1979).

 

 

31.10.1978., Д.Д.Пирюлин с учениками ВШ № 5 ст. Карпогоры-тов. СЖД в Пинежском районе Архангельской области.


 

В 1978 г. автор закончил естественный факультет ЛГПИ (РГПУ) им. А.И.Герцена и по распределению работал в школе преподавателем биологии, химии и географии.

 

Как бы ни складывались когда-то мои отношения с людьми, со временем мне становится интересно, чем они живы. Многих и многое я бы забыл (как забыты имена и фамилии), если бы не мои фотографии.

 

Всем, кто хотел бы не только посмотреть или скопировать фотографии для своего удовольствия, но и использовать их в качестве иллюстраций в своих публикациях, советую обращаться напрямую к автору.

 


07.1991., вид на усадьбу БКГЗ с Аэродромного такыра; остров Барсакельмес, Аральское море.


Здесь, на острове Барсакельмес, автору довелось жить и работать с 1980 по 1985; и сюда я неоднократно возвращался. СПб стал мне вторым домом, но своей жизнью я жил только в заповедной пустыне, которая для меня никогда не была и не будет пустошью. – Человек, однако, слишком большое, слишком плодовитое и слишком склонное к измышлениям животное, чтобы вписаться в пустынные экосистемы; он и их опустынивает, - и только тогда живая пустыня натуралистов становится пустошью гуманитариев, какими бы примитивными или учеными ни были и те, и другие.
 

Живя с людьми, не забывай того, что узнал в уединении; в уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми.
Л.Н.Толстой Круг чтения 28 марта.
 


 

Для большинства чаек главное – еда, а не полет.
Ричард Бах Чайка по имени Джонатан Ливингстон.


06.1979., чайки (Lariformes) у северного берега Зеленого острова; Азовское море восточнее Мариуполя Донецкой области; Украина.


Прощайте—здравствуйте, прощайте—здравствуйте!..
Курт Воннегут Бойня номер пять, или Крестовый поход детей.

СПб, 31 мая 2004. - Давыд Давыдович Пирюлин.

Фото и текст:  Д. Пирюлин
Дизайн страницы: А.Марченков
10.06.2004