Жуки в произведениях Павла Крусанова

Е.А. Кухаренко

 

УКУС АНГЕЛА

Роман

Укус ангела

Санкт-Петербург: Амфора, 2000. 351 с.

 

 

 

Отрывки текстов из "Укуса ангела" приведены на другой странице.

 

НОЧЬ ВНУТРИ

Повесть

Ночь внутри

Санкт-Петербург: Амфора, 2001. 252 с.

   Семен объявился следующим летом… Вернулся сам и вернул домой моего отца.

Семен привез его в ящике из-под английской динамомашины (так перевел надпись на дощатой стенке Сергей Хайми), – отец лежал там, пересыпанный солью, босой, с двумя Георгиями на дырявой груди. Щека его была прострелена, и кожа расползлась на скуле. Он вонял, как воняет протухшая от недосола рыба. Когда его вытаскивали из ящика, на траву сыпались жуки с черно-оранжевыми спинками...

. . . . . . . . . . .

   Время от времени Петр норовил стащить из дома и продать ту или иную вещь, за которую могли заплатить деньжат, – тогда Семен его ласкал кулаком, а Мишка подкарауливал во дворе, закладывал в рот два пальца и хохотал над тем, как его дядька валится наземь и, будто опрокинутый на спину жук, бестолково сучит лапками.

. . . . . . . . . . . .

   …дед во что бы то ни стало решил определить Мишку в университет. И то правда, через мать от деда-зоолога досталась Мишке любовь к разной мелкой живности обожал ловить жуков и стрекоз и считать им ножки-крылышки…

 

БОМ-БОМ

 

Роман

Бом-бом

Санкт-Петербург: Амфора, 2002. 270 с.

   Быть может, прав Ориген, узревший душу не только в человеке, но и во всяком звере и даже, кажется, в стихиях, звёздах и луне? Тогда выходит – для Творца здесь нет различий и смерть жука ничем не безобидней раздавленного танком ополченца, иначе вслед за Хлебниковым надобно признать, что господин Бог – только Бог человеков, а у всех прочих тварей – собственные боги.

. . . . . . . . . . . . . . .

   Николай подробно оглядел диковинного гостя. Тот производил странное впечатление – простака и плута одновременно, как представившийся мёртвым жук.

 

 

АМЕРИКАНСКАЯ ДЫРКА

Роман

Американская дырка

«Октябрь» 2005, №№8, 9;

Санкт-Петербург: Амфора, 2005. 398 с.

 

   Как говорил манерный щеголь Энди Уорхол: красота совершенно не связана с сексом – красота связана с красотой, а секс связан с сексом. Не слишком оригинальная мысль, но в целом верная. Если только под красотой иметь в виду категорию соответствующего порядка, а то Уорхол, например, считал красотой расползшийся по миру, как колорадский жук, “Макдоналдс”, куда порядочные люди заходят только отлить.

. . . . . . . . . . . . .

   …между купанием, шашлыками и копчением загодя отловленной на Мальцевском рынке форели я поймал двух жужелиц-гортенсисов, фрачника и черного елового дровосека, такого здорового и усатого, что он едва уместился в пустой сигаретной пачке, где неугомонно шуршал и поскрипывал, пока я наконец не уморил его добытым еще на Пасху эфиром.

. . . . . . . . . . . . . .

 

 

    Потом, допив “Росу” с грейпфрутом и оседлав мою “десятку”, мы доехали-таки до гастролирующего инсектария, и мне даже удалось втридешева купить у одного курносого китайца из обслуги нескольких дохлых жуков весьма экзотического вида: двух африканских пятнистых стефанорин, американского леопардового восковика, индонезийского рогача и – самая диковина – китайского ветвисторога. При этом все членики на лапках и усах у них были в полном комплекте – ну разве не удача? Отмочу в эксикаторе и распну на пробке.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Человеческая жизнь нелепа, суетна и загадочна. Взять хоть меня. Имея природную склонность к эзотерике, так что дома составилась даже кое-какая герметическая библиотека, закончил журфак, а зарабатываю на жизнь жуками. Метафизика, рептильный прагматизм и любовь к жесткокрылым, как клепки бочку, сложили человека, а уж каким ловким обручем все это стянуто – Бог весть.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Предложи мне навскидку добыть яркую картинку из юности, на память пришла бы деревенская старуха (лето, дача), утонувшая в глинистом пожарном пруду – ее зацепили багром, и тут же в воде поднялась кутерьма: разом от утопленницы во все стороны метнулись сотни присосавшихся водомерок, головастиков, жуков-плавунцов, водяных скорпионов и гладышей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Перед мониторами с зернышками динамиков в ушах сидела деловая, средних лет дама из той породы деловых дам (таких много в коридорах ТВ – один тамошний чинуша украшал моими жуками свои кабинетные фикусы, чтобы поразить гостей и сослуживцев вольнодумством и оригинальностью вкуса, так что я насмотрелся)…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Честно говоря, я тоже был немного зол на американцев. Зачем они в “Космическом десанте”, “Людях в черном”, “Чужих” и прочем голливудском гуталине катком прошлись по насекомым? Какая-то зоологическая ненависть. А сами – что бы в этом деле понимали!.. Мало того, что со своим внешним скелетом инсектам не вымахать до порядочных размеров, так если б и вымахали – что такого? Они ведь не страшные, а красивые. Пусть и наделены не человеческой красотой. Вглядитесь: они взяли себе все краски творения, они танцуют в воздухе и освещают ночь, они поют хором и шевелят усами, они меняют тела и чередуют стихии, они делают “ж-ж-ж” и делают “вз-з-зынь”, они выживают под танком и гибнут от вздоха, они сидят на шестке и пишут на деревьях прописи, они… Да что там – они не чета какому-нибудь Шварценеггеру. Того встретишь в темном переулке – пожалеешь, что вышел гулять без валидола. Конечно, они нам не товарищи. Конечно, находятся и среди них иуды, но все же… Есть такое понятие у художника Филонова: “сделанная вещь”. Так вот насекомые, как и змеи, – это сделанные вещи, потому что они прекрасны во всех подробностях, а человек – нет. Его детали, все эти поры, волоски и родинки, ужасны, человек проваливается в частностях, поэтому рассматривать его противно, что бы ни говорилось – прости, Господи! – о его богоподобии. Оттого, наверно, мы все время и уповаем на какую-то добавочную внутреннюю красоту.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Надо ли говорить, что стены директорского кабинета ООО “Танатос” были украшены жесткокрылыми, среди которых почетное место занимал китайский ветвисторог, приобретенный по случаю у курносого служки заезжего инсектария?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Под потолком на однотонных бледно-зеленых стенах горели матовые светильники, ниже, между светильниками, вместо гравюр, фотографий или декоративной кабинетной живописи висели застекленные коробки разного размера, а в них – угрюмые красавцы, хитиновые рыцари, распятые жуки. Взгляд мой готов был лакомиться ими постоянно. Пару коробок я разместил и среди книг на узком стеллаже.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    – Ах, если б так! – вздохнула Оля. – Мне кажется, ты бы любил меня больше, будь я жесткокрылой.

   Бесстыдная ложь. В противном случае я бы называл ее не стрекозой люткой, а как-нибудь иначе, скажем, ивовой козявкой или красногрудой пьявицей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Однажды я задумал соорудить такую байду из сорока двух бронзовок на пространстве в полтора кубических дециметра. Для полного великолепия мне нужны были кисти цветущей таволги, так что пришлось обратиться к флористам. Они, конечно, сделали, что смогли, но мои мертвые жуки выглядели в сто раз живее их гербария. Что делать – я залил свое сооружение одним эксклюзивным составом и, когда он закаменел, довольно неплохо продал эту цветущую глыбу, хотя чувствовал себя при сделке немного жуликом. Потому что замысел был несравнимо прекраснее.

– Только представь – кусок чистейшего горного хрусталя, тяжелый кристалл прозрачного воздуха с парящей внутри июльской таволгой, облепленной мерцающими бронзовками…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Природа мыслит совершенством, а не прелестями. А красота и совершенство – вовсе не одно и то же. Как правдоподобие и правда. Вот, скажем, рыжебулавый могильщик. Он совершенен. Да и снаружи хорош: антрацитовая спинка с желтой опушкой, надкрылья с оранжевыми, как георгиевская лента, перевязями; он трепетно воздевает усики, словно пилигрим молитвенные руки, потому что испытывает мир по чутью, по его запаху/духу; да и по воле к жизни он сравним разве что с большим сосновым слоником… Он из семейства Silphidae, существ воздуха, но мало кто сочтет его красивым, потому что цель его устремлений – неприглядная падаль, которая смердит.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Стряхнув с век пепел обгоревших бровей и ресниц, я огляделся. Все и вправду оказались живы, но то, что я увидел, повергло меня в ужас. Светильники были разбиты, потолок и стены запятнаны безобразными подпалинами, Васин волосяной хвостик дымился – но все это была сущая ерунда. Етитская сила! Мои жуки!.. Ветвисторог, впрочем, уцелел, а вот коллегии навозников со священным скарабеем во главе и табунку чеканных жужелиц досталось…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    – Я хочу завести питомник по разведению жуков.

    – После такой победы? Да-а, жест достойный Диоклетиана… или кто там променял царство на капусту? И что же, в этом деле, ну… в деле распятия жуков, ты достиг успехов?

    – Я здесь один из лучших. – В художественных салонах мои жуки и впрямь пользовались завидным спросом. Вспомнив про охотничьи трофеи в кабинете Капитана, я уточнил: – В своем деле я имею такой же авторитет, как чучельник Фокин – в своем.

    Я не преувеличивал – мои хрущи, карабусы, дровосеки, носороги и копры, составленные в причудливые композиции, полные цвета и воздуха, света и тьмы, всегда были востребованы ценителями прекрасного. Сложнее было с экзотикой. Сам я предпочитал Палеоарктику, поскольку мог лично до нее дотянуться, но на потребу массового вкуса делать рамки приходилось в основном с тропическими тварями. Конечно, у меня были поставщики – на Филиппинах, в Таиланде, на Суматре и в Конго, был даже один непоседливый миссионер-итальянец, который, скажем, присылал жуков из Ботсваны, а деньги ему просил переводить уже в Бирму, – конечно, время от времени я покупал в “Зоопарке живых насекомых”, угнездившемся в Зоологическом музее, каких-нибудь дохлых камерунских вилоносов или лощеных бурундийских бронзовок, но одно дело – поймать или самому вывести жука в садке, а другое… Любой рыбак знает, чем выуженная рыба отличается от покупной. Всем.

    – А если у тебя будет свой питомник?

    – Тогда, считай, у меня нет равных. Проблема – в хороших экземплярах колеоптер и только.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    У меня не было слов. Я достал из сумки ореховую подставку и зеленый шар с плавунцом (их я захватил, когда отвозил Олю и Анфису чистить перышки на Графский), полюбовался на просвет буро-матовым бороздчатым жуком, вставил шар в подставку и вручил полированную каплю Капитану. По внутреннему мотиву это походило на ритуальный выкуп, на жертвоприношение – я отдавал малое, чтобы сберечь большое. Такое обрезание. Да что там – я был готов за Олю продать душу каким-нибудь саентологам, и пусть потом за это меня терзают в аду, словно кусок красной глины.

    – Царский подарок, – сказал Капитан, разглядывая плавунца. – Разве это еще не вершина?

    – Нет, – был мой ответ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Пароля, к счастью, не было. Фоновой картинкой на рабочем столе лютка поставила фотографию брызжущей земным огнем Ключевской сопки. Вполне в ее геологическом духе. Кроме того, извергающийся вулкан эротичен, как молодой подосиновик, хотя и принято считать, будто земля – начало женское, а небо – наоборот. Я Олю отлично понимаю – на моем экране висела фотография двух бьющихся за самку жуков-оленей. И тут и там открывалось зрелище, насквозь пропитанное страстью. Она оттуда просто струилась. Масштаб события не так уж важен.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    После взрыва злополучной шаровой молнии кабинет мой давно уже был приведен в порядок. Светильники поменяли, стены и потолок подновили, так что от огненных увечий не осталось и следа. Место уничтоженных жужелиц и навозников заняли две плоские деревянные коробки: в одной под стеклом, на тисненой крупнозернистой бумаге красовались отловленные в окрестностях СПб усачи, в другой на бумаге, тисненной под морщинистую слоновью кожу, – бархатистые африканские хелорины и мецинорины, крупные, но на удивление изящные, не без труда и задорого добытые в скудном питомнике на Стрелке Васильевского острова.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Еще зимой из старых запасов (в июне мы с люткой неделю провели на базе отдыха под Гдовом, где мне удалось наловить порядком всяких колеоптер) я сделал рамку под названием “ВДВ. Псковская дивизия”. Там были майские жуки с распущенными веером усами, золотистые и медные бронзовки, перевязанные восковики с пушистыми шмелиными переднеспинками и ефрейторского вида черные могильщики с красными булавами усиков. Они были расправлены, будто в застывшем полете, – с выпущенными крыльями и приподнятыми у всех, кроме бронзовок (эти летают, не разводя надкрылий), элитрами. Я эффектно построил их в парящий боевой порядок, а внизу рамки разместил трупы поверженных врагов: пустынных чернотелок, колорадских жуков, угрожающего вида закавказских рогачей и одну когда-то по неосторожности покалеченную мной эудицелу Смита. Получилось отличное наглядное пособие в деле военно-патриотического воспитания безбашенной поросли.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Остановившись за Жельцами, чтобы, по выражению Белобокина, “сменить в аквариуме воду”, я увидел в кювете обычную для этих мест зернистую жужелицу, которая бежала по дну канавы, волоча за собой двух муравьев, вцепившихся ей в заднюю ногу. Это был мой первый трофей в сезоне 2011 года (жучиные дела за хлопотами по наказанию Америки оказались порядком запущены), поэтому я поднял коричнево-зеленоватого, как старая бронза, и довольно крупного жука с земли, щелчком сбил с его лапки муравьев и, полюбовавшись чеканными надкрыльями и шустрыми усами, сунул в пустую пластмассовую коробочку из-под фотопленки, которую всегда носил с собой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    В мои планы не входил осмотр пыльных ковриков, поэтому я заявил:

    – По эскизу. Там, знаете, должны быть жуки. Вы жуков изобразить сумеете?

    – Каких жуков?

    Кажется, мне удалось сбить его с толку.

    – Спаривающихся – мне для спальни. Допустим, зернистых жужелиц. Вот, я вам образец принес…

    Я извлек из кармана коробочку из-под фотопленки и двинулся к выпускнику училища барона Штиглица. Тот, в свою очередь, направился ко мне, оставив кружку с утихшей ложкой на подоконнике. Возле рамы с начатой шпалерой мы встретились, и хозяин, не снимая с гляделок свои чертовы очки, посмотрел под крышку. Что он мог там увидеть?

    – Это, так сказать, натура, – пояснил я. – Но, если нужно, я готов представить фотографии или рисунки. Скажем, “Жуки России” Якобсона. Разумеется, делать придется крупнее…

    – Бестия какая! – потеплевшим голосом сказал хозяин, и губы его дрогнули в предвестии улыбки.

    Я тут же понял, что был предубежден против этого прекрасного человека.

    – Вы так находите? Не правда ли, он чуден? Из его сородичей в старом Китае делали броши, подвески и другие украшения. Наравне с нефритом. Брали надкрылья, оправляли в золото или…

Гобеленщик не дал мне договорить:

    – Зверюга! Существо…

    Столь верный тон с ходу могла взять только духовно богатая личность.

    – Лапками-то как сучит, тараканище!

    – Тараканы относятся к отряду Blattoptera, – добродушно пояснил я, – а это карабус, он из жесткокрылых – Coleoptera. Они, конечно, из одного подкласса, но родня не близкая, так что не стоит путать.

    – Тарака-а-анище! – нараспев повторил упрямый очкарик. – Он, значит, должен спариваться…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Один из видов среднеазиатского червя-волосатика, хозяином которого нередко становится жук-чернотелка, заставляет этого пустынного жителя, прежде чем освободить его от своего присутствия, искать проточную воду – ручей, реку или арык. Когда жук добирается до воды (плавать чернотелки, как и большинство других жуков, не умеют и в обыденности своей в открытую воду не суются), он, чтобы течение не унесло его, осторожно, как тяжелый водолаз, спускается по песку или камню на дно. Там волосатик – водяной житель – выходит из жука четвертьметровой змеящейся нитью, а чернотелка, прожившая жизнь ради пользы врага своего, лишенная дальнейших указаний, гибнет.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    В сером сумраке надо мной прогудел какой-то жук. Я тут же сделал стойку, но жук уже растворился на темном фоне прибрежных кустов. Внимательно оглядев окрестности, я заметил… Нет, не заметил – мне лишь почудилось возле кроны большой ивы метрах в пятидесяти от нас какое-то веселое роение. Я отставил рюмку и подошел поближе. Так и есть – в вышине вокруг ивы кружили с басовитым гулом изнывающие от желания исполнить свои половые роли майские хрущи. Их было, наверное, десятка полтора.

    Я побежал к “сузучке”, достал сачок и понесся обратно. Капа знала о моей слабости, поэтому смотрела на меня не как на идиота, а с некоторым снисхождением.

    Минут через семь, проведенных в комических прыжках (жуки были верткие, летали довольно высоко и не хотели спускаться), я изловил-таки пару самцов с растопыренными усами. Поймал бы и больше, но одолели комары.

Вернувшись к костру, я показал Капе добычу.

    – Ой, – сказала она без выражения и добавила: – Ужас.

    Порой, когда я показывал Оле особо злодейского вида жука, она тоже говорила “ой”, но это так, для порядка, чтобы сделать мне приятное. На самом деле, лютка понимала, что к чему – именно она заметила, что Smaragdesthes smaragdina похож на фиолетовую фасолину, что у колорадского жука походка Чарли Чаплина, а мускусный усач пахнет, как царица Савская. Но Капа, кажется, и впрямь думала, что это черт знает что, а не перл творения.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Не в силах совладать с любопытством, я подошел к кусту и оглядел его – лоза как лоза. И, только присмотревшись, я увидел, что куст был буквально усыпан скрывающимися за листьями майскими хрущами. Они, бестии, схоронились тут до следующей распутной ночи, а чайка… Никогда прежде я не видел чаек, кормящихся жуками.

    Набрав впрок – чтобы больше на них уже не отвлекаться – пару дюжин табачных, подернутых белесой пыльцой хрущей (в таком количестве они стали неприятны и производили угрожающее впечатление), я вернулся к костру.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Пока собирали валежник, я поставил две ловушки на жужелиц (пластмассовые ведерки из-под майонеза, вкопанные вровень с землей), бросив в каждую по кусочку ветчины, – одну на краю поляны, другую в низинном ольшанике. Ловись, проворная живность, ловись большая и маленькая…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Я искупался посреди кувшинок, точно лягушка, запалил костер и, оставив Капу возиться с чаем, пошел осматривать ловушки.

У первой же, поставленной на краю поляны, я радостно обомлел – вместе с заурядным птеростихом там сидела черная жужелица (Carabus coriaceus), которую я тут же опознал по чрезвычайным для здешних широт размерам и крупитчатым, как базальтовый абразив, надкрыльям. Никогда прежде такой зверь мне в ловушку не попадался. В жужелице было сантиметра четыре, так что, с учетом усиков и лапок, в баночку она никак не лезла.

Я вытащил из земли майонезное ведерко и отнес добычу к морилке прямо в нем.

Во второй ловушке приманки не было – наверное, ветчину склевала птица или утащил еж/хорек, – зато на дне копошились два забавных, выпуклых и остромордых улиткоеда.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Пока тащил яблоню к палатке, снял с травы гребнеусого щелкуна и неуклюжего лугового хрущика.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Неподалеку от фундамента цвела гуща бело-розовой таволги. В пушистых соцветиях копошились шмели и бронзовки. Я снял две золотистые и одну медную, как вдруг – и сразу радостно забилось сердце! – заметил роскошного мускусного усача. Потом еще одного, а рядом – третьего.

Все усачи были разного цвета: один – сочный, искристо поблескивающий индиго, другой – сине-зеленый металлик, третий – зелено-бронзовый с желтизной. Со своими усами они едва уместились в баночки. Когда брал их в руки, жуки цедили капельки молочного секрета, который благоухал, как пряный индийский парфюм. Черта с два я завтра отсюда уеду!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    В овраге попались две довольно крупные садовые жужелицы (Carabus hortensis) и улиткоед, на лугу – красноногий бегун, пара тускляков и несколько мелких птеростихов, а на горке под можжевеловым кустом я совершенно неожиданно нашел в ловушке самку дровосека-кожевника. Свои большие крылья здесь ей, видимо, было не расправить, поэтому, пытаясь выбраться, она устало сучила по гладкой стенке ножками. Как она сюда угодила, раздолбайка?

В зарослях вчерашней таволги добыл еще одного мускусного усача.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Когда мыл зажиренные руки, возле умывальника, сооруженного из пластиковой бутылки, увидел на сосне короткоусого спондила. Не удержался, взял – усач не очень видный, но с разведенными мандибулами выглядит довольно грозно.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Рассказал Капе, что по суровым хеттским законам половые аномалии в Хеттском царстве карались смертью. В судебнике даже перечислялись животные, с которыми иметь дело категорически не следовало. Среди образчиков запредельного распутства было и такое: соитие человека с рыбой. Стало быть, имелись прецеденты. Немудрено, что хетты вымерли…

– А с жуками они не трахались? – полюбопытствовала Капа.

Ишь, поддернула. Нет уж – чего не было, того не было.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    В России так заведено: каждый третий родник тут – святой источник. Но этот и впрямь был благодатный – возле него по утоптанной дорожке полз, растопыря черные усы, крупный ивовый толстяк. Отличный экземпляр! Уж он-то не останется без дела – я давно задумал из особым образом расправленных усачей повторить матиссовский “Танец”. Конечно, в ином масштабе и не в сине-зелено-красной гамме, но в целом сохраняя пластику кружения. Корпулентные ивовые толстяки подходили для этой цели как нельзя лучше.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Я поморгал и снова посмотрел – покачивая головой, как будто что-то напевая в эспаньолку, в грузовике крутил баранку Капитан. Бред какой-то… Мотнув головой, я взглянул еще раз – в зеркале, шевеля усами и жамкая пустоту серпами-жвалами, таращил фасеточные зенки невиданный карабус…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Где моя черная жужелица?” – как позже призналась медсестра, это был первый вопрос, который я задал ей, придя в себя.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    – Там, в “Лемминкяйнене”, мы смотрели каталог “Tropical insects”, – сказала Оля. – Выбирали тебе жуков ко дню рождения. А ты что подумал?

    – Я… я… – Я не знал, что сказать. Конечно, я подумал не то.

    – На, маленький, держи. Дурной тон какой-то – чуть не убиться в собственные родины! Убился бы – кому дарить подарки?

    Из кармана больничного халатика Оля извлекла огромного южноамериканского дровосека-титана. Он лежал на мягкой подстилочке, устроенной поверх картона, и был туго затянут целлофаном, прискобленным степлером к той же картонке, – так называемый “сухой материал”, который после размягчающего эксикатора можно расправлять, как хочешь. О-о, это был царский жук! Царский! Темно-коричневый, с шипами по бокам переднеспинки, ребристыми надкрыльями, хитиновыми щетинками на чемпионских усах и мощными мандибулами – каждый из его пятнадцати сантиметров был прекрасен, и вся эта красота едва умещалась на люткиной ладони. Этой красотой – особого сорта – можно было пугать детей, и те пугались бы…

    На первый взгляд жук казался немного тяжеловатым, как тяжел для эллина мясистый зиккурат, но он был монументален – ничего не скажешь. Я знал, что зверь этот довольно редок, – даром что ловят его лишь во время лета в феврале-марте, так еще местные индейцы издавна пристрастились употреблять его личинки в пищу и уже почти сожрали весь вид, как аборигены с архипелага Фиджи под корень сожрали своего эндемика, крупного усача Xixuthrus heyrovskyi – осталось лишь несколько редких экземпляров в коллекциях. Что тут попишешь – чистые французы, потому что те едят даже то, что не едят китайцы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Тут только до меня дошло, что, выйдя из больницы, мне вновь придется заниматься коммерческой энтомологией – изготовлением жучиных рамок на продажу – и тем, возможно, уже довольствоваться до конца. Зарабатывать деньги суетой мне не хотелось.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Капитан вручил мне гигантского голиафа – того самого, про которого в “Курсе теоретической и прикладной энтомологии” Холодковского 1896 года издания сказано, что он величиной со снегиря. Это был самец с хорошо развитыми рогами на голове, весь матовый и бархатистый, с красно-бурыми, отороченными сверху светлой каймой надкрыльями и черной в белую полоску переднеспинкой. Родом голиаф был из Экваториальной Африки, где эти жуки летают бандами по девственному лесу, кормясь нектаром в кронах цветущих деревьев. Вниз, в нашу юдоль скорбей, они спускаются довольно редко, так что по большей части их выводят из куколок, которые находят в гниющих стволах. Я знал, что хорошо сохранившиеся экземпляры голиафов встречаются в коллекциях нечасто, так как поверхность их тела легко повреждается – светлые места сплошь и рядом поцарапаны, а темные и бархатистые из-за неосторожного обращения затерты до блеска, – но этот был почти что девственно прекрасен. Когда я благодарил Капитана, у меня, кажется, навернулась на глазу слеза.

 

МЕРТВЫЙ ЯЗЫК

 

Роман

Мертвый язык

«Октябрь» 2009, №6

   – А ты что думал? – Глаза Катеньки, густо подведенные ваксой, шевелили ресницами, как жуки лапами.

. . . . . . . . . . . . . .

   Жучок был такой маленький, что, упав на раскрытую книгу, потерялся в буквах.

. . . . . . . . . . . . . .

    - А ты, оказывается, деляга, жук.

. . . . . . . . . . . . . . .

    – Всякий, кто его закон признал. Такой негласный, молчаливый сговор. Все, кто принял правила, – каждый червь, прогрызший себе ход в яблоке, каждый жук, подъедающий свой лист, – все видят в не исполняющем правила угрозу для корней своей яблони.

. . . . . . . . . . . . . .

    ...Катенька покатила домой на Петроградскую. Город был забит машинами, и ей приходилось ползти в этой давке, словно жуку в крупе.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Егор вспомнил… жука-оленя, сидящего – и как тут очутился? – на камне у Сквозного грота, – его едва не захлестывала соленая волна, а он задирал голову и грозно разводил чудовищные жвалы, извещая стихию о готовности к битве.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Как ответственный член студенческого научного общества, Настя стремилась преумножать свои знания и профессионально расти. Каникулы не могли служить причиной небрежения и оправданием паузы в ее саморазвитии. Поэтому, как только внутреннее равновесие, нарушенное душем Ставрогина, вновь было Настей кое-как обретено, она взяла с полки книгу и принялась изучать жизненный цикл серого соснового усача, личинки которого, отъевшись за два года на мертвом стволе и как бы еще не имея пола, уже тем не менее предчувствуют грядущее различие и особость половых ролей, отчего женские червячки вгрызаются для окукливания в древесину, а личинки самцов окукливаются прямо под корой, свивая себе уютные гнездышки из коричневой трухи и белых волокон луба. (Настя готова была это утверждение оспорить, поскольку в прошлом году на биологической практике в Вырице нашла под корой упавшей сосны в обустроенных мягких колыбельках как куколки самцов, так и самок описываемого в книге вида Acanthocinus aedilis.) Потом, в свой срок, вылупившийся жук прогрызает в коре дырку и выходит на свет, шевеля огромными, бесподобными, полосатыми усами. Лет у этого вида проходит в мае-июне, а вот что делает серый сосновый усач, выбравшийся из куколки в конце лета – зимует ли под корой или в другом убежище, – Настя не узнала, потому что внезапно ей сделалось невыносимо скучно, и книга без всякого уважения полетела на подоконник.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Упал случайно сбитый со ствола жук. Может, найти? Отведать? Да разве теперь найдешь его в хвое, в палом листе, во мху?

 

 

 

 

Как мы видим, в творчестве Павла Крусанова роль жуков очень значительна. Однако ни в одном из названий произведений этого автора жуки пока не фигурируют. Хотя, например, «Жесткокрылый серафим» – звучало бы совсем неплохо, вполне в стиле русской классики. Или – «Жесткокрылый ангел», что для Крусанова более традиционно. Должно, должно, наконец, выйти что-нибудь подобное:


 
О словосочетании "Жесткокрылый ангел" прочтите на отдельной странице.