Из всех искусств для нас важнейшим является кино.
В.И.Ленин
Ну, может быть, и не важнейшим, но важным является безусловно! А из всех жанров художественной кинематографии для наших шестиногих киногероев в силу их специфики наиболее богат возможностями жанр мультипликации. Но обратимся к истории. Когда же и кем был снят первый мультфильм, в котором действующими лицами были жуки? Ответ на этот вопрос можно найти в многочисленных материалах Интернета, посвященных Владиславу Старевичу - чeлoвeку, придумавшему объемную кукольную мультипликацию. Выдержки из нескольких таких статей скомпонованы ниже.
Создатель кукольной анимации, выдающийся российский режиссёр Владислав Александрович Старевич родился в Москве 8 августа 1882 года в семье с польскими корнями. Рано потерял мать, воспитывался у её родителей в Ковно. С детства отличался независимостью, за что был даже исключен из гимназии. Несколько лет жил в Вильно, где вел жизнь тихую и скучную. Служил в казенной палате, получал мало, служил плохо, глумился над начальством и дела своего не любил. Досуги посвящал редактированию запрещенного властями сатирического журнала "Оса", рисованию карикатур и организации костюмированных балов. Из сущей ерунды рогожи, колосьев, пробки мастерил восхитительные маскарадные костюмы. Еще одной его страстью была энтомология: он собрал огромную коллекцию бабочек, жуков и других насекомых и вел обширную переписку с такими же одержимыми натуралистами-любителями, время от времени выменивая у них особо ценные экземпляры.
Удивительно, что при таком напряженном графике у Старевича оставалось время на кино. Он обожал французские трюковые картины и в конце концов это перевернуло его жизнь. Однажды после сеанса Старевич ворвался в дом как ураган. Все решено! Он покупает в рассрочку киноаппарат, будет снимать картины из жизни насекомых, для чего немедленно отбывает, в Москву. В Москве он первым делом отправился к представителю французской кинематографической фирмы "Братья Пате". Господин Гаш для приличия стал задавать вопросы, но не выдержал и расхохотался посетителю в лицо. Старевич подался в другую французскую компанию "Гомон", где повторилось примерно то же самое. Отчаявшись добиться правды у иностранцев, Старевич обратился к русскому предпринимателю. Что увидел Ханжонков в провинциальном энтузиасте, неизвестно, только после их разговора Старевич вернулся в Вильно со съемочным аппаратом, пленкой и договором на съемку первой картины.
Сам Старевич так описывал работу над фильмом: "Война жуков-рогачей" (1910 год): "...я возлагал большие надежды на битву самцов-рогачей. Однажды я видел такую драку. Сначала я подумал, что два насекомых запутались в траве. Но нет, то была битва. Я приготовил на столе соответствующую декорацию и дуговую лампу. Поместил туда двух самцов и дал им почуять самку. Жуки сначала оцепенели от страха, но через минуту пришли в нормальное состояние. И тогда произошло вот что: они начали двигаться, но когда я дал свет, замерли на долгое время. Несколько раз я пробовал повторить опыт, но результат был тот же". Но Старевич не сдается. Он препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу - и добивается своего. Потом Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм "Lucanus Cervus" был первым в мире кукольным анимационным фильмом (но в кинопрокат он не попал).
В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм, в котором жуки рызыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. По возвращении в Москву Старевича ожидал настоящий триумф. Первая в мире объемная мультипликационная картина "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" (после революции ее показывали под названием "Куртизанка на троне"), снятая им в марте 1912 года, не сходила с экранов до середины 20-х. Сюжет ее оригинальным не назовешь, но картина произвела фурор: все роли старого мужа, молодой жены и ее ровесника-рыцаря - исполняли... жуки. Получилась пародия на водевильные и опереточные страсти, причем настолько остроумная, что даже в самых трогательных сценах зрители не плакали, а смеялись. Ханжонков был в восторге. Даже вблизи невозможно было отличить поделки из гуттаперчевой массы от настоящих насекомых. Все конечности были подвижны, шарниры позволяли придавать героям самые замысловатые позы.
Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых. Например, лондонская газета "Evening News" писала: "Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века!"
В 1919 году Старевич уезжает в Италию и ставит фильм об Икаре. Фирма, заказавшая фильм, обанкротилась, и, не добившись ни успеха, ни денег, режиссер перебирается во Францию по приглашению кинопредпринимателя Тимана. На собственной студии в Фонтене-су-Буа он снимает фильм "В когтях паука" трагическую историю наивной мухи, пародию на светскую мелодраму.
Таким было начало пути, а точнее, триумфального шествия жесткокрылых на киноэкране. С тех пор было снято множество российских и зарубежных анимационных фильмов кукольных, пластилиновых, рисованных, а теперь уже и с использованием компьютерных технологий. Но будем помнить, что первый объемный мультипликационный фильм был создан в России энтомологом и герои его жуки!