Хорошего много не бывает?
Бывает и еще как бывает!
Вот конкретный пример фотография.
Обычная практика: показывают пачку фото из мятого конверта со знакомыми, но сильно деформированными лицами на фоне ну не понятно чего, да еще лица или тела частично обрезаны. А потом вдруг кто-то достает красиво оформленный альбом с нормальными фото
Потом альбомы начинают оформлять все это уже никого не удивляет. Затем в альбомы начинают фотографии отбирать, поэтому качество фото растет («нравится - не нравится» очень показательный критерий отбора). Обычно этим все и кончается, но если в круге знакомых появляется человек увлеченный фотографией, то он начинает печатать фотографии формата 20 на 30, а то и 30 на 40. Вначале все обсуждают эти выстраданные творения, выказывают восхищение, делают «дельные» замечания и т.д. Затем сквозь слова начинает сквозить удивление. Потом, кто раньше, кто позже все решают для себя: «у каждого свой пунктик, этот подвинулся на фотографии».
Вот тогда и наступает время, когда «хорошего много»! Независимо от объекта съемки они не вызывают у окружающих интереса. Да и вообще, куда его девать-то, этого жука тридцатисантиметрового?...
Мне нравится заниматься фотографированием живых объектов хобби такое. Я отдыхаю в это время душой, хотя тело иногда очень устает. Зачем мне это?
Все живое мне было привлекательно с раннего детства. В детстве все было по-другому, и у моих детей такого детства нет: целые дни на городской улице. А позади дома моих родителей был огромный пустырь эльдорадо Стрекот кузнечиков заглушал шум редких грузовиков, солнечный свет обволакивал теплом, над цветами жужжали шмели и порхали бабочки
Опять же дача у родителей была. Именно в ее окрестностях я получил первый опыт макрофотографии: Зенит Е, удлинительные кольца, пара пленок и ни одного приличного кадра! Потом эта история многократно повторялась. Наконец, как-то весной, «вдруг» получился снимок ветреницы дубравной, потом еще пара удач. Формат фотографии у меня тогда был, если я не ошибаюсь, 18 на 24 см.
Прошел еще год, я увидел первого в своей жизни живого махаона. Это потом я их видел много, даже несколько одновременно. А этот первый! Бежал я за ним метров триста пятьдесят, потом он позволил мне сделать пару снимков и исчез за деревьями над обрывом. В общем-то, надежда была слабая, дощелкал я эту пленку (фотографированием такой процесс назвать трудно) и проявил. Так и хочется написать «дрожащими руками я вынул пленку из бачка », не помню, какими руками, не помню. Но кадр получился!
Может, именно в этот момент во мне родился Фотоохотник? Хотя, наверное, раньше! Бежал же я за ним. Я уже начинал отчаиваться: получить на доступных материалах что-нибудь приличное, а тут целый махаон! Это что-то сродни древнему охотничьему инстинкту, и эти ощущения хорошо знакомы охотникам, рыболовам, ученым и людям других творческих профессий вот она Удача, весь мир у твоих ног, тебя распирает изнутри. Кто-то спешит показать свое творение всему миру, кто-то единомышленникам, а кто-то просто будет помнить об этом всю жизнь и, вспоминая, переживать частицу того всеобъемлющего чувства
Думаете, этот снимок потерян навсегда? Это едва ли родители не выбрасывают фотографии. Сам боюсь искать. Вдруг, окинув его сегодняшним взглядом, придется его выбросить? Тогда исчезнет волшебство Первой Удачной Охоты, и мир станет чуточку печальнее.
К сожалению жуки у меня не получались гораздо дольше. Первые фотографии, на которых видно, что снят жук (и даже какого цвета) получились у меня все с тем же Зенитом в середине 90-х.
Было еще много всего. Огонек Фотоохотника тлел еле-еле, в самой глубине души. Приоритеты были сильно сдвинуты от хобби, да и свободного времени совсем не было.
Но фотографировал. С новыми материалами и техникой двигался к Удачному Снимку. Надо честно признаться работа шла на 99,9% в корзину, я имею в виду макро. Потом появилась цифра. Я читал бесконечные споры между сторонниками и противниками цифры. Мое мнение по этому вопросу отталкивается от того махаона 82 или 83 года рождения: ну не было у меня шансов опубликовать этот снимок нигде, может, многотиражка бы взяла, да и то вряд ли мороки много. Читал я правила для подготовки фотоматериалов 92 года издания. Ни одного шанса А мою цифру уже публиковали и не раз, даже на развороте «глянцевого» журнала.
Снимает фотограф, а не фотоаппарат (в этом я твердо уверен на своем опыте). Но кроме этого, слагаемые хорошей фотографии качественная техника, качественные материалы и их качественная обработка. Только, если фотографу недоступны необходимые фотоматериалы и их качественная обработка, о чем может идти речь? И «Сменой» можно получить классные снимки, только я таких не видел (наверное не повезло); интересные видел, а вот качественные технически нет. Фотосалоны существуют для любителей. Больше двух раз пленка фотосалон не выдерживает. Отношение в салоне соответствующее, формат 10 на 15 многое «прощает». Про ретушь, баланс белого и б/у проявитель-закрепитель и без меня написано очень много на фотосайтах (там также живо описываются поиски «нормального» или «продвинутого», а то и совсем «профессионального» фотосалона, использование слайд-сканера, чтобы не допустить чужие руки к вашей пленке больше одного раза). У каждого свой пунктик: кому-то нравится хорошая фотография в руках, а кто-то просто «балдеет» от процесса ее получения!
А пленка? Она сохранится еще очень долго, в двух вариациях. Первый мыльница за 200 р., пара катушек пленки и 76 «прекрасных» фотографий! И второй приверженцы-профессионалы. Слушают же до сих пор винил, только «игла» лазерная, а звук оцифровку проходит. И находят нюансы звучания! Вот и изображение на пленку будет попадать из оперативной памяти после отбора удачного снимка. И так же будут спорить о высоком фотоискусстве, о цветовой широте и проработке полутонов в тенях. Только вот это будет уже совсем другая жизнь.
Фотографировал и продолжаю фотографировать, в основном, в отпуске и в выходные. Темы естественнонаучное и художественное макро, пейзаж, натюрморт.
В качестве заключения, как принято в научных статьях, хочу выразить благодарность одному из авторов
этого сайта Максиму Анатольевичу Клепикову. Я посылал Максиму Анатольевичу несколько снимков бабочек, для определения. Году так в 2002-м (фотографии еще пленочные). Журнал, с его статьей о правилах естественнонаучной съемки бабочек сохранился до сих пор, а рекомендациями пользуюсь по мере сил и обстоятельств. Статья кстати очень четкая и емкая. Для любителя расписаны пять основных правил естественнонаучной съемки. Мельком там упоминаются и особенности съемки жуков:
http://babochki-kryma.narod.ru/files/lib/foto_v_prirode.htm
Успехов Вам, Максим Анатольевич, интересных поездок и хороших статей!
Также огромная благодарность всем авторам сайта «Coleoptera » и особенно Андрею Лобанову - за титаническую работу, которая носит системный характер. С книгами некоторых авторов сайта я знакомился еще в детстве (В.Н. Танасийчук), статьи других (А.Л. Лобанов, В.И. Гуменюк) читал с удовольствием уже, будучи достаточно взрослым.
В. Потапов, июнь 2005 г.