Main Page English Version  
Previous Up Next

Жуки на картинах художников эпохи барокко

Н.А. Виноградов


После рассказа о работах Георга Флегеля - это продолжение сообщения о находках жуков, сделанных на картинах голландских и фламандских художников эпохи барокко. Речь пойдет о работах художников Яна ван Кесселя и Яна Давидса де Хема, Яна Брейгеля старшего и Яна Брейгеля младшего, Бальтазара ван дер Аста и Амбросия Боссарта старшего, Якоба ван Хальсдонка и Абрахама Миньона. Но обо всем по порядку.

Слово “барокко” итальянского происхождения (итал. barocco, букв.- причудливый, странный). Такое название вполне соответствует особенностям этого стиля в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином “барокко” начинают обозначать все европейское искусство 17-18 веков.

Идеализация образов сочетается в них с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, с острой натуральностью и материальностью форм. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы. Так появляется мода на такие произведения, в том числе и мода на натюрморты в интерьере. А на натюрмотрах все чаще можно увидеть изображения попугаев, лягушек, ящериц, всевозможных насекомых, в том числе и жуков, которые и стали объектами нашего поиска.


Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem)

Голландский художник (1606-1684), рисовавший в основном натюрморты. Начал работать в Утрехте и его работы этого периода очень похожи на работы Бальтазара ван дер Аста, у которого он учился в это время. Позднее работал в Лейдене, а потом пееехал в Антверпен. Один из самых известных мастеров натюрморта, соединивший традиции голладской и фламандской школ натюрморта. У него было много последователей, включая и его сына Корнелиса (1631-1695).




 


Еще с двумя картинами Яна Давидса де Хема можно познакомиться на странице Л.А.Лобановой.


Бальтазар ван дер Аст (Balthasar van der Ast)

Голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта. Двоюродный брат Амбросия Боссарта старшего. Работал в Утрехте до того, как постоянно обосновался в Дельфте. Ян Давидс де Хем был его учеником.




 


Амбросий Боссарт старший (Ambrosius Bosschaert, the Elder)

Фламандский художник (1573-1621), рисовавший цветы и натюрморты. Стиль Боссарта был чисто фламандским и очень походил на стиль Яна Брейгеля, который был пионером рисования цветов как независимого жанра. Его букеты всегда отличались богатым разнообразием цветов, а его работа «Ваза с цветами» является одной из наиболее часто копируемых картин в мире.

 


Ян Брейгель старший (Jan Brueghel, the Elder)

Фламандский художник и рисовальщик (1568-1625), второй сын Питера Брейгеля старшего.

В начале карьеры посетил Кельн и Италию, но с 1597 года живет в Антверпене. Был очень успешным художником, основателем школы натюрморта, специализировался в рисовании цветов и пейзажей. Часто сотрудничал с другими художниками (например со своим близким другом Рубенсом), рисуя на заднике картин цветы или животных. Имел очень сильное влияние на своих учеников в том числе и на своего внука Яна ван Кесселя.





 


Ян Брейгель младший (Jan Brueghel, the Younger)

Фламандский художник (1601-1678), сын Яна Брейгеля старшего. Учился в студии своего отца а Антверпене. После внезапной кончины отца во время эпидемии холеры продал все его картины и завершил начатые работы. Писал небольшие полотна в стиле своего отца, но такого же успеха не имел. Возглавлял большую студию с многочисленными студентами и ассстентами. В 1625 году возглавил гильдию художников Антверпена.


 


Ян ван Кессель (Jan van Kessel, I)

Фламандский художник (1626-1679), рисовавший натюрморты и цветы. Работал в Антверпене где и стал в 1645 году членом гильдии художников. Был продолжателем традиций своего деда Яна Брейгеля старшего. На своих работал рисовал много животных, особенно насекомых, на букетах или гирляндах цветов, либо мифологических сценах. Он создал, например, картину «Ноев ковчег». Известен также своими миниатюрами на металле с изображением насекомых или ракушек на светлом фоне, выполненных в сочных красках и скурпулезно выписанных. Его работы хранятся в ведущих музеях мира, например в музее Прадо в Мадриде, музее Ашмола в Оксфорде, и в Фицуильям-Колледже в Кембридже.




 


Якоб ван Хальсдонк (Jacob van Hulsdonck)

Фламандский художник (1582-1647), родился в Антверпене, после возвращения в родной город, создал там студию, которая специализировалась на натюрмортах. На его работах всегда много фруктов, прекрасно выписанные сливы, персики и виноград. Его работы всегда восхищали зрителей тщательностью с которой изображены предметы на натюрморте и безупречностью композиции.


 


Абрахам Миньон (Abraham Mignon)

Немецкий художник (1640-1679), был учеником Якоба Марреля, который в свою очередь учился у Георга Флегеля и Яна Давидса де Хема. Вместе со своим учителем он неоднократно совершал поездки в Голландию и в 1667 году пееехал в Утрехт, где присоединился к студии Яна Давидса де Хема. Вернулся во Франкурт в 1676 году. Его ученицей была Мария Сибилла Мериан, о которой можно подробно прочитать в эссе Юлии Дунаевой на сайте.