День четвертый - Первое свидание

4 мая 2009 года; переменная облачность, без осадков

туристическая стоянка Чертова лестница - с.Подгорное - с.Орлиное - туристическая стоянка Форос

Доброе утро! Спалось, как всегда, сладко. Как только треск горящих бревен стал уверенным, можно расстегивать спальный мешок и менять его на сухие подштанники с гольфом. А вот ноги, к сожалению не поменяешь. Высохшая после дождя, кожа ботинка сжалась и сдавила разбухшую ногу. В результате почти все пальцы ног в мозолях и водянках. Минут двадцать уходит на то, чтобы продезинфицировать, смазать и забинтовать пальцы и только потом можно обуваться. Ходить не очень удобно, но можно.

Утро

Пока мы стояли у костра и обогревались, большой лагерь по соседству заставил обратить на себя наше внимание звуком настоящей духовой трубы! Да, да, именно той, которая до сих пор используется в оркестрах и концертах. Подобной трубой даже провозглашали появление королей при дворцах. И прозвучал именно этот симпатичный и короткий позывной, который знаком всем нам с детских лагерей и военных городков. И даже для тех, кто никогда не был в лагере или казарме, он прекрасно знаком по фильмам.

Такая экзотика посреди сонного утреннего леса в долине горного ручья разрезала тишину и заставила улыбнуться. Я даже захотел туда, к ним. Это и был лагерь. Частный поход с одним местным экскурсоводом, который прекрасно знает здешние места и зарабатывает этим неглупым занятием. А звук трубы - ничто иное, как сигнал на подъем. Минут через сорок этот простой и оригинальный мотив неизвестного автора в исполнении трубы снова заставил улыбнуться. Пожалуй, что к завтраку.

Ночной дождь не только не дал высохнуть моим шортам и майке на камне у палатки, которые в спешке я забыл спрятать вчера. Они стали куда более мокрыми, чем были вчера. Не судьба. Теперь бы еще найти относительно сухие дровишки, которые будут гореть и позволят вскипятить воду для завтрака.

Солнца не было видно, но нельзя сказать, что утреннее небо было сильно затянуто. Поэтому мы решили сходить на смотровую площадку. Естественно, по очереди. Пока мы со Славиком разжигали костер и доставали необходимые продукты, на смотровую сходили Миша и Виталик. Через полчаса они вернулись. Обрадовав нас открывшимся видом, они продолжили приготовление завтрака, а мы со Славиком пошли на первое свидание.

Обрыв  Миша

Посреди смотровой - относительно невысокое скальное образование, которое делит площадку на правый и левый участки. С каждого участка открывается красивый вид на побережье, ограничиваемый с обеих сторон скалами обрыва. Прибрежные поселки, зелень растительности, морские течения и глубины в разных оттенках синего и вьющаяся нить автотрассы серо-песчаного цвета.

Первое свидание

Здравствуй, море! Жаль, что мы так высоко. Но обознаться невозможно! Твоя безграничность захватывает, а синева притягивает и пленит! Я так рад видеть тебя, море! Спустя два года. Еще раз! И будет еще раз, я уверен - мы подойдем еще ближе!

Скалы в облаках  Море!

Залезать на это скальное образование опасно, да и сложно без специального снаряжения. Поэтому общую панораму мы сделали, вскарабкавшись на гору за нашей спиной, а потом наоборот пытались как можно ниже спуститься по обе стороны от этого скального образования в центре площадки, чтобы как можно лучше рассмотреть подробности морского побережья.

Панорама

Который раз замечаю за собой в таких случаях жадность до фотографирования всего и вся, в то время как неспешно посмотреть на красивую природу своими глазами, а не через видоискатель камеры, как правило, и не удается. Вот и сейчас прошло уже минут двадцать и нам пора возвращаться.

Настроение не могло не улучшиться и уже с улыбкой на лице и бодрым шагом мы пошли со Славиком назад. Но следовало бы быть аккуратнее. Тропа к смотровой площадке временами подставляла нам под ноги весьма скользкие от влаги булыжники. Тропа узкая, а справа резкий обрыв, куда уже с большим шумом стекает наш ручеек. Вот тут то моя левая нога соскальзывает вниз, и я едва ли успеваю остановить собственное падение резким движением одноименной руки вниз, в землю. В результате я разбиваю свою ладонь о камень глубокой ссадиной. Впрочем, я отделался легким испугом, ведь мог лететь все двадцать метров вниз. Теперь мы со Славиком пошли еще более аккуратно.

402a - 095  402b - 096

Пришли мы как раз к завтраку. Еще минут пять и утренняя каша с тушенкой будет разложена по мискам. Этих минут вполне хватит, чтобы продезинфицировать и перевязать рану. Хороший из меня медик - таскаю медикаменты и лечу сам себя. Мне даже неудобно стало, и я лишний раз спросил у мужиков, не натерло ли кому ноги.

Ну что ж, кетчуп или майонез - по вкусу. А можно и хрен с горчицей. Этого добра у нас навалом. Целый праздник кетчупов: «К шашлыку», «С паприкой» и даже (да простят меня российские читатели) «Лагiдний». Как всегда вкусно, спасибо, Миша! Против шиповника в чае никто не возражал. Наверное, все отметили приятную бодрость после такого отвара.

Собираемся довольно быстро, чтобы уйти перед нашими шумными соседями. Почему-то Миша не хотел выходить с ними одновременно, либо до, либо после. Поэтому мы, не устраивая из чаепития церемоний, быстро собрались и вышли в путь.

Как только мы перешагнули ручей, выйдя на тропу, то повстречали с десяток заблудших туристов. Миша с легкостью присоединяет их к нам, и мы идем вместе. Тропа в долине ручья набирает высоту и уходит в сторону.

После больших дождей восхождение на гору оказалось весьма сложным. Грязь, конечно, не стекала, но можно было запросто поскользнуться и упасть, проехав несколько метров вниз.

Мы идем верхней тропой по лесу, постепенно набирая высоту. Здесь, наверху грязи уже поменьше. Наконец мы доходим до вершины - еще одной смотровой площадки, на которой встречаем еще одну или две группы туристов. Отсюда наш "прицеп" идет своей дорогой, вдоль обрыва, а мы продолжаем свой путь по лесу, выходя на тропу, опоясывающую соседний холм, потому что сегодня нам необходимо спуститься в поселок, найти в нем магазин и подкупить продуктов. Похоже, что Миша немного расстроился, ведь мы ему такие молчаливые и задумчивые уже надоели.

Макушка холма оказалась лысой, потому что, оказавшись на вершине, мы выходим из леса и шагаем по поляне. Справа, на соседней поляне через кусты замечаем  палатку каких-то туристов. Тут Миша снова отвел душу, а мы остались на тропе: я полез обдирать ягоды шиповника, а Славик с Виталиком взялись за фотоаппараты.

На обратной стороне холма лесники, видимо - объезжая грязь, понаделали колесами своих УАЗиков кучу троп. Размятая колесами грязь и так была тяжела в прохождении, а теперь еще добавилась куча вариантов.

Размытые дороги  Красивая лесная тропа вдоль яра

К слову, мокрых вещей на утро набралось немало - к тем, что оставались лежать в рюкзаке добавились куртка, майка, шорты и даже носки. Поскольку на просушку не было ни времени, ни сухого воздуха, все это пришлось прицепить сверху и по бокам своего рюкзака и сушить на ходу. Грязь на светлой куртке только прибавляла мне схожести с каким-нибудь бродягой-кочевником.

Стараясь придерживаться стрелки компаса, часа через пол мы выходим из леса на открытую горную тропу. Впереди море, слева крутой склон, а справа - обрыв и шум. Шум горной реки.

Горная тропа Небольшая лесопосадка

Тропа постепенно спускала нас ниже и ниже, и через некоторое время каменистый ландшафт сменился растительным пейзажем. Показавшиеся неподалеку двускатные крыши домиков прямо по курсу не могли не обрадовать и прибавили уверенности в шаге. Тропа через короткую лесопосадку довольно быстро приводит нас к окраине поселка. Небольшой колодец в виде большой металлической трубы торчащей из земли с механическим устройством водокачки я вижу впервые. Поскольку воды у нас осталось немного мы решаем сделать небольшой привал и на всякий случай заполнить нашу опустевшую тару.

с.Подгорное

Едва ли мы сбросили с плеч рюкзаки, как с нами пришел знакомиться будущий охранник одного из участков. Милый щенок сначала смотрел на нас издалека - умничка, а потом уже принял решение подойти ближе. То ли любопытство взяло верх, то ли сало из моего рюкзака начало пахнуть на жаре. Обнюхав Мишин рюкзак и посмотрев на нас, пес так же спокойно удалился восвояси, не издав ни звука.

Центральная улица поселка  Таможенный контроль

Рычаг водокачки сломан и мы обращаемся за помощью к соседнему участку, где, вроде бы, за забором и густыми зарослями бурьяна, увидели людей. После небольшого разговора с Мишей человек за забором протягивает ему пластиковую бутылку с привязанной к ней длинной веревкой.

Пока Миша общался с местным жителем, Виталик решил поговорить по телефону, а я уже не мог оторвать глаз от появившихся детей. Они решили обойти нас стороной, но этим только привлекли мое внимание. Похоже, что две девочки. Та, что постарше скромничала и тянула за руку малышку, которая как раз никуда не хотела спешить, а наоборот желала поглазеть на нас интересных и показать себя. Но старшая сестра не позволяла, и малыши быстро скрылись от чужих глаз.

Сначала дырявость бутылки у меня вызывает недоумение. Неужели местные жители настолько бедны, что не могут заменить дырявую пластиковую бутылку новой? Но когда мы начали набирать воду, я все понял. Две противолежащие дырки в стенках стандартной полуторалитровой бутылки как раз и позволяют довольно легко и быстро набрать ей воду. Да, всего лишь половину, но зато быстро. Вытянутая из колодца бутылка переливается через эти же дырки в заранее подготовленную тару (из таких же бутылок). Местные, я думаю, бутылкой этой и вовсе не играются, а набирают сразу ведрами. А эта система как раз для туристов, чтобы наверняка остаться при своих ведрах.

Находка колодца была весьма кстати, ведь все-таки неизвестно, когда представится следующая подобная возможность. Распределив между собой набранные бутылки мы одеваем рюкзаки и идем дальше. Несмотря на мелкий калибр поселка под названием Подгорное, продовольственная торговля в нем все же была предусмотрена. Была, но местные жители уже и позабыли когда их магазин работал в последний раз. Поэтому можно стоять и дальше любоваться осыпающимся кирпичом ступенек, закрытой облезшей дверью и разбитыми стеклами за ржавой решеткой, а можно идти дальше в соседний поселок.

Закрытый магазин  Идем дальше

Впереди Орлиное. Это довольно крупный населенный пункт и мы практически не сомневаемся в будущем успехе. Но, несмотря на просыпающийся голод, делать привал на обед нельзя - иначе можем не успеть в магазин. Здесь, в небольших поселках, магазины работают всего по несколько часов в сутки. Поэтому нужно спешить. Все потому же срезаем добрую половину пути через поле - нет никакого смысла делать огромный крюк по автодороге.

Панорама

Поле оказалось какого-то болотного типа: следов дождя и близко не было, а нам вот приходилось смотреть под ноги, чтобы не окунуть весь ботинок в грязь. Здесь же, на выходе из поселка мы проходим мимо маленького озерца, в котором плавают дикие гуси. Хотя, судя по размеру, никакие они не дикие, а вполне домашние и откормленные.

Гуси  Необычные краски

Поле сменяется небольшой лесопосадкой, в которой довольно шумно протекает неглубокий, но весьма широкий для человека с рюкзаком, ручей. С десяток метров вдоль ручья в поисках наиболее узкого места в мелководье и мы как гусята, один за другим осуществляем переправу, тут же преодолевая крутой ров на противоположном берегу.

Поле сменяется лесом
   Заброшенная птицефабрика

В итоге, на проезжую часть выходим около заброшенной птицефабрики. Оставшуюся половину пути идем по асфальту. Обращает внимание исключительная ровность дорожного полотна. Ни тебе ямы или выбоины, ни тебе трещины. Все ровненько, прямо как в Европе. И это всего лишь дорога между поселками!

Оттуда мы пришли  В Орлиное

Любопытно, как все мы, за исключением только Миши, отметили боль в ногах при ходьбе по ровной и твердой поверхности. Выходит, что мышцы и связки наших ног уже привыкли к постоянным неровностям земли. А у Миши они привыкли уже ко всему, после семи-то походов!

Где-то через полчаса мы входим в Орлиное и у первых же встречных спрашиваем о месторасположении магазина. На входе в поселок удручающе ржавеет перекошенный не только временем почтовый ящик. Похоже, от писем и газет тут давно отказались. До ближайшего магазина оказалось совсем недалеко - пару местных кварталов проходим минут за 10, не более.

Ржавый почтовый ящик  Смешанные товары

Вокруг магазина под названием «Смешанные товары» незаурядно пасутся козы, а напротив - сделали привал шесть пеших туристов. Они то и огорчили нас отсутствием хлеба, но рассказали про второй магазин, на который остается надежда. Будучи предусмотрительными, мы все-таки зашли и купили сухарей с изюмом, газированной водички и кетчуп. Сухари здесь были наиболее похожим на хлеб продуктом. Даже, несмотря на изюм.

А еще мы начали спрашивать клей. И как раз не «Супер клей», - нам бы тюбик побольше. Тот бы старый "Момент", который очень горюч, который ни в коем случае не бросать в огонь и защищать от прямых солнечных лучей. А все потому что боялись не разжечь костер снова в ненастную погоду. Лучше иметь про запас на всякий случай, ведь сожгли уже все сухое горючее. Но клея тоже нет.

Следующий магазин должен открыться минут через сорок. Несмотря на то, что идти до него около двадцати минут, позади у нас уже довольно долгий путь, хочется организовать привал и пообедать. Но лучше потерпеть с обедом, ведь открытый магазин в такой местности - это еще не факт покупки хлеба. Неизвестно, есть ли там хлеб, и хватит ли его на всех желающих.

Минут через двадцать мы выходим к старой автобусной станции. Говорю «старой» потому что по городским меркам станция занимает неоправданно большую площадь с половину школьного стадиона. При этом никому из нас за все время пребывания не довелось увидеть ни одного автобуса или маршрутного такси. Пара заброшенных помещений из красного кирпича, видимо, были пунктами по продаже билетов и технического обслуживания автобусов.

И это непременно автобусная станция - ведь сейчас мы находимся в центре поляны, и нас окружает большое асфальтовое кольцо для разворота автотранспорта.

Уселись почти под столбом, прямо напротив магазина. И хорошо, что сейчас облачно, ведь другого места рядом с этим магазином не найти - одна дорога да заборы участков вокруг.

Уселись

Миша сходил к магазину. Ему удалось не только проверить график работы магазина - он даже заглянул в окно и увидел на витринах хлеб. Эта радостная новость позволила устроить беззаботный обед в ленивом ожидании продавщицы. Покидали рюкзаки и сели на землю, облокотившись на них.

Желудки наполнялись, а облака развеивались. Через некоторое время рюкзаки стали подпирать не спины, а уже головы, прикрытые кепками от яркого солнца.

Миша купил четыре буханки хлеба, несколько пачек печенья и водки. Странно. Нет, ну не то чтобы я против - я просто удивлен и не ожидал такого поворота событий. Впрочем, пол-литра на четверых это медицинская доза. Ладно, пора в путь. Дело к четырем часам, а нам еще в горы, до стоянки дойти.

Погода таки повернулась к нам передом. Красивое голубое небо позволило делать яркие и насыщенные снимки сельской жизни.

Я даже не подозревал, что впереди нас ждет довольно крупный и оживленный центр поселка. Все хотел уделить внимание Мишиной карте - мне хочется знать, куда и как мы идем, и как соответствует пройденное расстояние отметкам на карте. Но до сих пор не уделил, поэтому сейчас будет приятная неожиданность.

Появляется солнце   Без комментариев

Миша постоянно что-то спрашивает у встречных. Мы петляем узкими грунтовыми дорогами между одноэтажными сельскими домиками. Это улицы, которые вызывают улыбку и согревают душу до боли простыми и милыми названиями: Ореховая, Цветочная, Морская, Предгорная... Почему бы и нет? Чувствуешь себя Незнайкой в Солнечном Городе. Ну и пусть! А разве не так? Что мы вообще знаем? В той или иной форме, каждый турист бродит по свету с целью познания и постижения.

А то, знаете ли, утомили в названиях имена ученых, политиков и писателей. Этой «болезнью» поражены парки, кинотеатры, станции метро. Тяжело, знаете ли. Давит оно на мозги. А я бы хотел, чтобы дом мой стоял не по проспекту Победы, а на улице Цветочной. Легче жилось бы, всем нам, уверен.

Славик постоянно отстает - что-то с рюкзаком у него или с обувью... А вот аналогичная стойка почтовых ящиков. На сей раз ухожена и выкрашена в нежно голубой цвет. Приятно посмотреть же! А вот и купола какой-то церкви видны.