Маршрут: Севастополь - с. Родниковское - Римская тропа - Карадагский лес - Ай-Петринская яйла - туристическая стоянка Беш-Текне - гора Спирады - туристическая стоянка Чертова лестница - с. Подгорное - с. Орлиное - Форосская церковь - Байдарские ворота - с. Кизиловое - Ласпи - с. Резервное - урочище Айязьма (Инжир) - Генуэзская крепость - Балаклава - Севастополь

Карта маршрута

Общая дистанция пешего пути: не менее 70 км
Продолжительность похода: 8 дней
Категория сложности: судите сами
Экипаж: 4 человека

День первый. Знакомство

1 мая 2009 года; переменная облачность, кратковременный дождь

с. Родниковское - Карадагский лес - Римская тропа - Ай-Петринская яйла - туристическая стоянка Беш-Текне

Севастополь встречает нас прохладным ветром, а Миша теплой улыбкой. В пять часов утра еще темно и приходится лишь вспоминать, что Севастополь - это город русских моряков, который раскинулся на холмах меж 17 заливов.

Знакомимся друг с другом прямо на перроне.

Мы

По часовой стрелке, слева направо:

Антон (медик) выполнял также функции общения с местным населением, 60 литров, новичок; писатель этого отчета.
Виталик (за время похода роль не определена) главный хранитель времени, 100 литров, новичок.
Славик (главный фотограф), 100 литров, бывалый.
Миша (руководитель и штурман похода) выполнял также функции повара и завхоза, а также «русского радио», 90 литров, профи.

После беглого осмотра друг друга и количества ноши, взваливаем рюкзаки на плечи, берем пакеты в руки и перемещаемся на остановку, что через мостик над рельсами вокзала. Укомплектовываться будем уже на месте, в отправной точке, после завтрака.

Светает. Только через час приезжает маршрутное такси под номером 17. Дружно грузимся в этот «топик», как любят называть маршрутные такси в Крыму, и едем, все еще сонные и необщительные. Оплата при выходе. Через полчаса мы оказываемся на краю города, на остановке под названием «пятый километр», где расположен небольшой рынок и маленькая автобусная станция. Теперь нам необходимо добраться до села Родниковское, которое расположено за Чернореченским водохранилищем.

Погода же плевать хотела на то количество молодых людей, которые желают хорошо провести время с рюкзаком за спиной. Мы еще и не начали свой путь, а нас уже во всю поливает дождем. Одеваем куртки. Настроение не ахти. Уже хочется кушать, ведь завтраком в поезде были остатки вчерашнего ужина.

Через некоторое время дождь проходит, а через час таки приезжает наш транспорт. Желающих ехать явно больше, чем мест в этом небольшом «Богдане». Темп загрузки автобуса напоминал эвакуацию. Никто не хотел оставаться на улице. Местные жители вынуждены терпеть наше присутствие. Что ж, в тесноте, да не в обиде. Похоже, все они уже давно привыкли к этому. По чистой случайности мне удалось занять сидячее место. Поэтому большая часть наших вещей оказалась у меня под ногами и на коленях.

Маршрут автобуса построен таким образом, что мы огибаем водохранилище с левой (северной) стороны, останавливаясь во всех прилегающих к нему поселках. За спиной водителя висит прейскурант, который радует гибкостью ценовой политики. Гончарное, Широкое, Передовое... Цена увеличивается на 50 копеек с каждым новым поселком. Около сорока минут до Родниковского за шесть гривен плюс плата за багаж, если таковой мешал остальным.

Наконец-то мы в Родниковском. Хорошо, что здесь выходят многие. А то долго бы пришлось играть в «пятнашки». Выгружаемся прямо напротив скромного почтового отделения, а вместе с нами еще добрых две трети автобуса. Похоже, что это популярная точка отправления туристов. Занимаем козырное место на ступеньках вышеупомянутого почтового отделения, выпрямляем спины, наконец-то полно вдыхаем и расстилаем наш первый завтрак. Хлеб, сыр, колбаса, кетчуп, печенье... Запиваем водичкой. Спокойно жуем, глядя на созерцающих нас пассажиров автобуса. А они на нас, чуть менее спокойно.

Стою на ступеньках спиной к двери, закрытой по причине праздника. Отсюда лучше видно, что творится вокруг. Жую, смотрю, думаю...

Справа, буквально у меня под ногами, молодая пара с ребенком настраивает GPS-навигатор. Прямо по курсу невзрачные сельские домики и горы за ними. Слева пара магазинчиков «совкового» вида и несколько лотков с бесполезными вещами. Вот сейчас, например, справа от меня человек держит в своей руке чудо техники, стоимость которого эквивалентна всему товару в магазине слева. Кто мы? Зачем мы здесь?

- Почта открыта? - прерывает мою мысль незаметно появившийся слева дедушка.
- Нет, сегодня же выходной! - отвечает ему стоящий у ступенек пожилой человек, который только что в этом убедился лично.
- Как закрыта? А какое сегодня число? - остановившись в разочаровании с трудом пройденного пути.
- Первое мая! - отвечает ему второй.
- Как первое мая?
- Да, - говорю я - С праздником вас! Сегодня первое мая и почта закрыта.

После завтрака  Первые шаги

Доев, мы распределяем содержимое пакетов по рюкзакам. Поскольку объем моего рюкзака самый маленький, мне достается самое тяжелое - тушенка и консервы. Каждый из нас «приятно удивлен» весу своей ноши. Неуверенной походкой, привыкая к грузу за спиной, выступаем пока еще асфальтовой дорогой, которая очень быстро приводит нас к белому Москвичу с двумя «защитниками природы». Они долго уговаривают нас заплатить не по пять, а по 10 гривен с носа за пакет услуг «все включено», но мы все-таки отказываемся от такой «обдираловки».

Это позже мы узнаем, что плата за проход на территорию природных заповедников только что отменена. Якобы.

Майская зелень   Римская тропа

По совету этих же лесников выбираем тропу покруче, но покороче. И действительно, довольно быстро выходим на Римскую тропу. Постоянный уклон градусов в 30, большие гладкие камни под ногами и груз за спиной быстро выматывают даже Мишу. На одном только энтузиазме идем по 25 минут с перерывами по 5. Переглядываемся с Виталиком. Похоже, что мы, новички, не ожидали такого «резкого» начала. Идти действительно тяжело.

Миша со Славиком  Горы

Держим путь к озерам, где собираемся сделать обеденный привал. То и дело обгоняем отдыхающую туристическую группу около 12 человек, которая обгоняет нас, когда отдыхаем на очередном перевале мы.

Настоящие горы!  Карадагский лес

Приятным открытием для меня становится взаимная вежливость незнакомых людей - практически все туристы при встрече здороваются друг с другом.

Постоянный уклон градусов 35  Все выше и выше!  Крупный булыжник под ногами

Время от времени нас освежает небольшой дождик. Приятного мало, зато не жарко. За два-три часа проходим около 4 км. Тут же, на этой плоскогорной равнине находим памятник партизанскому отряду. Хотелось бы отдать должное, но не знаю как. Положить цветы на могилу, отдать честь? Может лучше просто помолчать?

Озера  Колодец

Минут через сорок, после хорошего подкрепления и упаковки, выдвигаемся в Карадагский лес. Тропа по-прежнему уводит нас вверх, но уже с гораздо меньшим уклоном.

Памятник партизанскому отряду  Остатки водопровода

Лес запомнился редкими молодыми деревьями со светло-серой корой и мириадами сиреневых цветочков, которые покрывают всю землю вокруг деревьев по обе стороны тропы.

Цветы  Лес

Необычные для жителя северных широт, растения то и дело обращают на себя внимание. А ведь 700 км это, действительно, немало. В Европе это было бы эквивалентно расстоянию между Северной Германией и центром Италии.

Кто б сказал, что это такое  Крымский пион

Выходим к г. Спирады. Облачно. Сегодня это выглядит как холмистая пустыня. Небольшие гладкие булыжники торчат из земли повсеместно. Идти по такой дороге очень тяжело. Ветер дает понять о высоте, на которую мы забрались.

гора Спирады  гора Спирады

Вид с обрыва портил, как мы его называли - туман. На самом деле, как оказалось позже, это были самые настоящие облака. Мы не смогли просто повернуть и сразу пойти вдоль обрыва дальше. Желание присесть на краю обрыва и уйти в глубину своих мыслей, было непреодолимым.

Обрыв  Обрыв

Такие роскошные виды пленят, заставляя погрузиться в медитативное состояние, когда чувствуешь себя мелкой частичкой огромного необъятного и видимо оттого не осознаешь свой действительный размер. Это заставляет вспоминать и сравнивать. Единственное, что понимаешь сейчас наверняка - вот он, дом наш действительный, природа-матушка.

Здесь можно последний раз в своей жизни оступиться  Как в сказке, необитаемый остров

Мы продолжили наш путь вдоль обрыва, всякий раз пытаясь поймать момент, когда облака откроют занавес нашему обзору.

Дождевая вода  Капельки воды

И даже когда это было невозможным, прекрасное не приходилось долго искать вокруг. Достаточно лишь любить природу и быть внимательным.

Вдоль обрыва  Хвоя

Несколько часов продолжаем идти вдоль обрыва. Теряем высоту и спускаемся в небольшой высокогорный лес, которому предшествуют несколько полос сохлого колючего кустарника.

Вдоль обрыва  Монолит

Панорама

Лесная тропа должна привести нас к роднику, а следом и к туристической стоянке, но этого не происходит. Очевидно, что мы сбились с курса и идем не по той тропе. В середине этого маленького леса принимаем решение остановиться, хотя бы потому, что не знаем, правильно ли идем, не говоря уже о большой усталости.

И снова обрыв  Обсерватория

Возле тропы мы находим старое кострище, выложенное булыжниками. Здесь неплохое место для ночевки и внизу в овраге даже есть площадка для установки палатки, но у нас мало воды - хватит лишь на вечернюю кашу, да по полкружки чая, не говоря уже о завтраке. На «озерах» мы не захотели набирать воду из грязного колодца. Миша оставляет нас с рюкзаками и уходит дальше по тропе минут на 15. Вернувшись ни с чем, мы принимаем решение обследовать местность вокруг. Склон по левую строну тропы ведет к большим скальным образованиям, в которых должен быть родник, как это показано на карте.

Былой родник  В лесу

Похоже, что родник здесь когда-то таки был, быть может, даже будет, в другое время года, но сейчас мы по-прежнему без воды. Миша снова оставляет нас, вскарабкиваясь наверх по крутому склону, и уходит на разведку. Через 10 минут он приходит с радостной новостью. Искомая тропа найдена! И она должна привести нас и к стоянке и к роднику! Дружно принимаем решение идти дальше. Несмотря на усталость, лучше пройти еще немного и оказаться в хороших условиях. Через полчаса мы выходим к долине. По правому борту холм со снегом на земле. Значит мы уже с водой - снег ведь можно растопить! Настроение поднимается.

Снег  Вид со стоянки

Этого снега хватило бы нам дня на три, но это все-таки худший из вариантов и мы продолжаем идти. Кроме того, в середине долины виднеется небольшое озерцо-болотце, в котором мы тоже можем набрать воду. У нас уже два варианта! Обойдя этот холм со снегом, мы обнаруживаем приятное место для стоянки. Свежее кострище только свидетельствует о том, что в этом месте мы неплохо защищены от ветра. Хребет холма, на который мы взобрались, переходит в каменную стену, которая огибает площадку с кострищем, создавая ощущение уюта.

Место будущей стоянки  Ставим палатку

Миша, Славик и пустые бутылки отправляются на поиски родниковой воды. Я и Виталик сносим все рюкзаки вниз, к месту стоянки, начинаем собирать дрова и разводить костер. Через 15 минут мы уже с родниковой водой, костром и дровами. В нескольких метрах от костра ставим палатку, распаковываемся и начинаем готовить поесть.

Каменная стена высотой всего пару метров. И, тем не менее, для того чтобы позвонить родным и близким приходилось выходить наверх. Наверху связь тут же появлялась. Про заглянувший к нам в гости патруль в составе трех лесников сомнительной внешности и вспоминать не хочется. Впрочем, разговор был вежливым и мы разошлись мирно, заплатив за стоянку не скажу сколько.

Пролисок  А вот это настоящий подснежник

Сегодня на ужин у нас гороховый суп с сухариками и чай с печеньем. Замечательный котел предоставил нам сковороду в виде собственной крышки для приготовления зажарки. Наверное, это был самый вкусный суп в моей жизни, приготовленный из брикета в котле, на костре, съеденный горячим из металлической миски на свежем воздухе, высоко в горах. А чего только стоил вкус моих зажаренных сухариков! Было уже темно, когда мы уминали по второй миске. Наконец-то я чувствую себя сытым. Кровь хлынула к желудку и голова уже не хотела о чем-либо думать.

Остатки мыслей смыло горячим чаем. Тело почувствовало приятное расслабление и как никогда раньше захотелось принять горизонтальное положение. И неважно уже - где и на чем, - главное, что под навесом и не в холоде. Хочется поскорее разуться, раздеться и залезть в спальный мешок, лечь на цветной коврик и уснуть. И меня уже не волнует вопрос, будет ли удобно ногам в «коконе». Главное, что я сыт, в тепле и могу наконец-то уснуть...

Поев, прячем рюкзаки, продукты и котлы в «тамбур» палатки. Все остальное в виде кетчупов, майонезов, мисок, кружек и прочего неизвестного в кульках оставляем брошенным на открытом воздухе, хотя бы потому, что уже не в силах это все собирать. Да и темно уже. А еще где-то читал, помню, что хороший дождь может помыть посуду наутро.

Вслед за вещами, по одному-два залезаем в палатку, переодеваемся и ложимся на расстеленные коврики. Тепло ощущается с застегиванием спального мешка. Под голову вместо подушек подкладываем свои вещи. Лежим и хихикаем в палатке, травим шутки. Здорово. Миша говорит, что сегодня мы прошли около 16 км. Мы находились на высоте около 400 метров над уровнем моря, и в первую часть дня поднялись на высоту около километра.

Ну что ж, сегодня мы познакомились с весом рюкзаков, неровностью горных троп и предстоящей нагрузкой! А это только первый день. Что же дальше будет? Эта неизвестность кажется мне приятной.