В начале своей трудовой карьеры мне довелось потрудиться на ниве высшего образования - на родной кафедре зоологии. Кафедральное начальство, прекрасно осведомленное о моем хобби и о некоторых успехах на этом поприще, использовало мои знания в своих корыстных целях, взвалив на меня учебно-полевую практику по зоологии беспозвоночных, коя проводится на биостанции ЯрГУ «Улейма».
Что такое УПП и как она проходит, наверное никому из биологов объяснять не нужно. Кратко сформулирую для иных посетителей сайта, не знакомых с биологической спецификой. Представьте толпу 18 19 летних, впервые вырвавшихся из-под опеки родителей, студентов. Какие там жучки, бабочки, пестики и тычинки..., когда лето, солнце, река, ночные гулянки, любовные переживания и похождения и прочие радости жизни. После бессонных ночей суровые реалии учебного процесса студенты воспринимают несколько неадекватно, ну а если еще приходится идти на много- (не более 2 3) километровую экскурсию, вникать в разглагольствования этих скушных и занудных преподов, да и в это время пытаться конспектировать....
Естественно, зримые следы столь бурно проходящей практики остаются разбросанными по страницам студенческих дневников. Преподаватели, как опытные старатели, извлекают их, ежегодно пополняя копилку зоологических несуразностей и ляпов, ну а попросту «Улеймских перлов».
Представляю на суд зрителей некоторые шедевры, связанные с изучением жуков. Большинство «опусов» касается русских названий насекомых, поэтому дабы светила энтомологии не ломали свои светлые головы, пытаясь идентифицировать объект, я в скобках привожу латинское название.
Отряд COLEOPTERA:
Семейство Carabidae:
Семейство Scarabaeidae
Семейство Cerambycidae
Семейство Chrysomelidae
Семейство Attelabidae
Cемейство Curculionidae
Cемейство Scolytidae
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Очень редко на биофак поступают совершенно уникальные личности, оставляющие о себе память на многие поколения студентов. Однажды такая персона, каким то чудом закончив первый курс, попала на практику под наше с напарником недремлющее преподавательское око. Эта девушка была по-своему сообразительна и иногда делала весьма нетривиальные выводы из достаточно обычных фактов. ( Например, ее объяснение блестящей окраски многих листоедов: «птица, подлетев и собравшись клюнуть, видит свое отражение, пугается и в ужасе улетает»). Но, витая в облаках фантазий, почерпнутых из произведений господина Толкиена, она никак не могла примириться с сухой прозой определения по дихотомическим таблицам. (Вообще-то, как показывает мой преподавательский опыт, студенты очень не любят определять насекомых; они или лезут в таблицы рисунков, или подгоняют свой объект под описание. Но здесь был особый случай!)
Поэтому на почве определения у нас (преподавателей) с этой дамой регулярно возникала «научная» полемика. Вот некоторые примеры:
Уперлась, сидит пыхтит, судорожно листает книгу, наконец на ее челе появляется печать просветления, и она радостно кричит:
Воцаряется гробовое молчание ( не далее как два часа назад вся группа с визгом ловила этих скакунов на экскурсии). Я, пытаясь сохранить невозмутимый вид, подхожу и спрашиваю
Девушка, секунд 30 40 полистав определитель, выдает диагноз:
На закономерный вопрос о признаках следует незамедлительный и незатейливый ответ:
Когда минут через двадцать нам ценой героических усилий удалось восстановить относительный порядок на занятии, мой напарник завершил дискуссию единственной очень меткой фразой:
Д.В. Власов, ноябрь 2003 г.