День четвертый (продолжение)

А теперь мы слышим шум машин, а вот и мелькание транспорта впереди... Выходим на довольно оживленную дорогу и, немного оторопев, оглядываемся по сторонам. Мы уже порядком отвыкли от, какой бы то ни было, цивилизации.

Слева - здание сельсовета  Справа - магазины и рынок

А тут типичная оживленная трасса, по обе стороны которой, как водится в таких поселках, расположены все возможные удобства: несколько магазинов, кафе, небольшой рынок и даже церковь - все справа.

А слева какое-то белое, очень ухоженное двухэтажное здание, за которым мы вышли. Думаю, что это здание местного управления. Да, похоже, что аккуратная лестница центрального входа, над которой висит большая синяя табличка да деревца с клумбами по периметру белого фасада только свидетельствуют об этом.

Рюкзаки сложили на входе одного из магазинов. Сначала Миша бегал по магазинам в поисках то каких-то продуктов и клея. Затем мы пошли к рынку, оставив Славу с Виталиком у вещей. Пока Миша покупал картошку, я прошел чуть дальше, посмотреть на церковь. А тут, оказывается, сделали стоянку велосипедисты.

За рынком виднеется церковь  Привал велотуристов

Я также успел сбегать по дороге налево. Красивое двухэтажное здание оказалось сельсоветом, напротив которого разместился маленький и уютный скверик с информационной доской на входе. «Рабочая газета», «Севастопольская правда»... я уже был готов подумать, что сейчас восьмидесятые.

Здание сельсовета  Напротив - уголок отдыха и просвещения

Пока я узнавал в каменном карлике Ленина, велотуристы сорвались в путь и поехали в горы.

Велотуристы  Щуплый Ленин

Нам пора следом, вверх по дороге. Проходим мимо строящегося Интернет-кафе (теперь молодые жители поселка станут продвинутыми и самыми модными), автобусной станции и почтового отделения.

Автостанция  Сельский пейзаж

Заболели ноги. Каждый шаг дается с болью. Я сильно натер почти все пальцы ног. Кажется, что носок ботинка стал еще уже, окончательно высохнув на солнце, а вот нога наоборот - разбухла. Я продолжаю идти через боль и фотографирую заброшенную мусульманскую церковь на выходе из поселка.

Заброшеный участок  Старая мечеть

Все больше и больше отстаю от группы и уже кричу им вслед, что не могу идти дальше - необходимо сделать привал для моей перевязки. Надеюсь, что она поможет.

Последний магазин  Табличка заповедника

Привал организовываем возле последнего магазина на окраине поселка. Часть мозолей пришлось срезать туповатым перочинным ножом. Занятие не из приятных, но это должно ускорить процесс заживания ран. Продезинфицировал, смазал заживляющей мазью и перебинтовал заново.

Пройдя несколько метров, я понимаю, что этого недостаточно. Боль все равно не дает идти, и я снова прошу остановки. Необходимо сменить обувь. В настоящей, как бы не бинтовался сейчас - идти невозможно. Славик даже предлагает мне надеть его вторую пару обуви, но я меряю, и она, к сожалению, не выигрывает в объеме носка. Хорошо, что я взял с собой запасную пару обуви. Старая и растоптанная кроссовка - она-то как раз и дает свободу пальцам ног.

Едва ли я успел встать с бетонного столба, поваленного в траву вдоль забора, как все мы обмерли, увидев огромного красивого жука. Ярко-синего цвета, длиной с указательный палец - это даже крупнее, чем жук-рогач.

Он перемещался настолько быстро, что сфотографировать его было практически невозможно. Жаль, что мы даже не знаем его названия. Первый раз такого видим. (Позже я узнал, что это - крымская жужелица, довольно редкий охраняемый вид, который живет только в Крыму.)

Крымская жужелица  Крымская жужелица  Крымская жужелица

Что ж, вроде бы идти теперь можно. Пока пальцы ног занимают все отведенное им пространство, мы продолжаем идти по дороге вверх. Конечно, я уже не так быстро и едва ли успеваю за группой, но когда-то ведь придем!

Частные домики продолжают сопровождать нас справа, а вот слева они давно сменились сначала огромной и пустынной усадьбой «Байдары», а затем мусульманским кладбищем, которое можно опознать по наклонным полумесяцам в вершинах куполов.

Упершись в гору, дорога делает резкий поворот вправо, а вот мы уходим левее и выше. Одолев первый холм, мы решаем сделать небольшой привал.

И снова в горы!  Прощай, цивилизация!

А вот и что-то похожее на сколопендру выползло за нами, присевшими на землю. Мы не поленились вскочить, а то, знаете ли, не радует перспектива быть укушенным и пролежать пару дней с температурой 39 градусов.

Сколопендра?  Или все-таки гусеница?

Это теперь я вижу, что это большая гусеница - у сколопендры большие и сравнительно толстые, темные ножки.

Горный пейзаж

А дальше мы уходим в долину, образованную двумя рядом стоящими горами. Как водится, в долине протекает горный ручей. Нам необходимо найти тропу, которая, судя по карте, должна где-то здесь начинаться и вести вдоль ручья наверх.

Вверх по реке  Оттуда мы идем

Но тропу мы так и не находим и поэтому приходится карабкаться по каменным глыбам, пробираясь вверх, вдоль ручья, через колючий кустарник.

Очередной уровень оказался просторнее, с широким мелководным озерцом. Здесь Миша оставляет нас и, перейдя ручей в самом узком месте, взбирается на отвесный склон противоположного берега. Через несколько минут он уже зовет нас сверху - вроде бы есть тернистая тропинка.

Широкое мелководье  Продолжаем оглядываться

Вот и мы перескакиваем через ручей, взбираемся по крутому сыпучему склону. Минут через десять этой узенькой и наклонной тропой вдоль обрыва мы приходим к небольшой туристической стоянке, которая расположена в низине, у ручья, между большими камнями в человеческий рост.

Вверх по реке

Ручей здесь образует небольшую заводь, отчего становится тише, уютнее и красивее.

Панорама заводи

Присели мы на несколько минут, чтобы передохнуть. А теперь снова «Пааа рюкзакааам!» и вверх, налево и снова вверх...

Вверх по реке  Исполинская глыба

Тропа исчезла как таковая - под ногами крутой склон из сыпучей земли. Ухватываясь за деревья и любую растительность, которая смогла бы удержать любого из нас, мы карабкаемся вдоль обрыва. А если посмотреть вниз... Наверное, лучше не смотреть вниз. Метров пятнадцать и о камни, если падать. Рюкзак за спиной вносит дополнительный дисбаланс, что конечно же, осложняет наше перемещение.

Не сорваться бы!  Карабкаемся выше

Наконец-то мы наверху! А вот и тропа! Вот она где, оказывается. Погрешность у нашей карты немалая. Сейчас был как раз тот момент, когда мы оказались рады, что пошли без девушек - и без того уже получили неплохую дозу адреналина. А как бы их вели по такой тропе? А если бы кто-то, не дай Бог, упал вниз?

Искомая тропа  Живописный склон

К счастью, мы целы и невредимы. Поэтому продолжаем идти дальше - теперь через лес и грязевые ванны.

Дорога широкая и скользкая. Через каждые 300-400 метров видим одинаковые скворечники цилиндрической формы. Мне кажется, лесничество тут разделено на районы и каждый из районов по-разному следит за отведенным ему участком. Обратная сторона холма, который мы сейчас обходим, тоже приспособлена для водосброса - бетонная труба закопана под землю в горизонтальном положении, защищая тропу от размывания.

Только Миша не знает усталости  Скворечник

Идти больно. Пальцы ног натерты настолько сильно, что я невольно становлюсь замыкающим и едва ли успеваю за всеми. Миша тешит нас надеждами, что мы уже близко и скоро придем. У Славы и Виталика ноги не натерты, но настолько устали, что просто «отваливаются». А я продолжаю идти через боль. Скоро придем, скоро придем.

Водосток (слева)  Водосток (справа)

Небольшой привал делаем у водостоя. Похоже, именно тут наш ручеек берет свое начало. Присели у небольшой канавы, которая привлекла мое внимание красивым срезом земляных пород. Кстати, а когда это я успел сменить обувь?

Через десять минут мы были снова на тропе. Миша продолжал идти как робот. Мы даже с удивлением стали засматриваться на его ботинки - рыночный ноунейм за 140 грн. Да уж... Похоже, Мишу могла остановить только намеченная стоянка или сумерки. Так и произошло - начало смеркаться и уже просто необходимо искать место ночлега.

Плавный, но постоянный уклон вверх выкачивал из нас последние силы. Выход из леса порадовал не открытым небом, а как раз тем, что мы достигли вершины, а подъем наверх завершился. Наконец-то равнина! Облегчение. Дальше тропа ведет нас вдоль обрыва. Вечереет, а стоянка так и не найдена.

В поисках стоянки Вечереет

Мы должны выйти на смотровую, рядом с которой туристическая стоянка, но, по всей видимости, никак не успеваем. Миша решает оставить нас со Славиком, как наиболее выдохшихся и уставших, и уходит с Виталиком на разведку. Минут через пятнадцать они возвращаются ни с чем и нам даже не приходится принимать решение - ночевать все равно придется именно тут. Впрочем, это не вызвало ни радости, ни огорчения. Мы настолько устали идти, что было уже все равно.

Место для ночлега мы находим в тридцати метрах ниже от тропы, уходя по просторному пологому уклону, где нашли ветхое, уже давно поросшее травой кострище. Камни по его периметру лежали в виде пунктирной линии и наполовину погрузились под землю. Палатку ставим рядышком, под деревом и расходимся собирать дрова.

Место четвертой стоянки

Связи опять не было, что заставило трусцой взбежать по склону наверх метров пятьдесят.

Довольно сильный ветер на таком обширном открытом пространстве практически не прекращался, что заставило нас собирать не только дрова, но и большие булыжники.

Похоже, что здесь тоже не обошлось без дождя, потому как большинство дров были сырыми. Костром занимались часа полтора. Все что могло гореть - нехотя поджигалось и лениво сгорало почти невидимым пламенем, не поджигая окружающие предметы. Не помогали никакие уловки, будто в воздух было выпущено противопожарное вещество. Пришлось оставить мечты о горячем на ужин. Теперь не только голодно и холодно, но и темно. А на голову уже давно одета шапка, чтоб не продуло.

Ну что, давайте тогда поедим в сухомятку? Что у нас там есть? Хлеб, сухарики, паштет, колбаса, сало, кетчуп. Да, без чая, но с голоду не помрем. Но в следующим момент, когда Миша достает из рюкзака бутылку водки, все меняется. Не то, чтобы настроение у всех улучшилось, но оно определенно преобразилось и перестало быть таким уж грустным.

Водка, разливаемая в походные кружки, заедалась лимоном, нарезанным салом и сухой колбасой. Паштет мазали на хлеб и приправляли кетчупом. На радость душе открыли и пакет сладких сухарей с изюмом, который купили на случай остаться без хлеба. Сухари были настолько вкусными, что мы ими даже водку закусывали. А водка, видимо, настолько настоящая, что развязала нам языки для душевных бесед. У каждого из нас была припасена не одна смешная история из жизни, что определенно сблизило нас еще больше и мы стали знакомы немного больше.

Поздний ужин закончился вместе с сухарями. Именно сейчас наши желудки почувствовали сытость, а головы - легкий кураж. Конечно, не было так тепло, как после двух тарелок густого, горячего супа, но уже можно было рассчитывать на теплый сон, ведь желудок рано или поздно переварит все эти сухари с кетчупами и пустит энергию на обогрев тела.

Я ушел в палатку первым. Уже клонило в сон и окончательно надоел ветер. Тем более, что желудок набит. А завтра по словам Миши, нас ждет Форос, мы увидим знаменитую форосскую церковь. А еще Байдарские ворота! Я никогда не видел всего этого, ведь я так мало бывал в Крыму.