Искусство изготовления чучел, требующее от мастера, помимо знания технических приемов, художественного таланта, носит название таксидермии. Хорошо сделанное чучело должно выглядеть, как живое существо, для этого таксидермисту необходимо не только точно передать естественный облик животного, но и придать ему естественную, живую позу. Первые чучела, выставлявшиеся в коллекции Кунсткамеры, были изготовлены крайне примитивно. На грубую основу, сделанную из досок и обмазанную глиной, надевали обработанную шкуру животного и прибивали ее гвоздями. Часто мастер не имел ни малейшего представления об облике живого зверя, чучело которого он изготовил. Однако уже в начале XIX века появляются весьма совершенные экспонаты, например, чучело азиатского слона (1807), где в качестве основы впервые использовали папье-маше. В середине 1820-х годов, приглашенные из Германии таксидермисты Е.Шрадер и Э.Менетрие применили новую методику, состоящую в том, что основа чучела делалась из пучков соломы разной величины, которые прикреплялись на каркас из дерева и проволоки. Этот же метод использовал впоследствии И.Г.Вознесенский, талантливый натуралист и художник. В 1839 году Академия отправила его в Русскую Америку, где он собрал огромные коллекции: более 6000 экземпляров животных попало в Зоологический музей. Некоторые чучела, сделанные его руками, сохранились в экспозиции музея до сих пор. Процесс изготовления чучел крупных животных, таких как верблюды, яки, медведи, усовершенствовал приглашенный в музей в 1864 году скульптор-анималист К.Приходко. Чучела делали, надевая шкуру зверя на основу из металлической сетки с гипсовым покрытием. Впоследствии сыном мастера, С.К.Приходко, и его помощником М.А.Колиным таким способом было изготовлено всемирно известное чучело Березовского мамонта. В это же время в музее работал приехавший из Варшавы А.М.Быков, натуралист-любитель, большой знаток животных. Именно он изготовил первые биологические группы, которые и сейчас привлекают внимание посетителей. В 20-х годах нашего века американский мастер К.Эккли разработал метод изготовления чучел, получивший название скульптурной таксидермии. С туши животного или с глиняной скульптуры, сделанной в натуральную величину, снимается гипсовый слепок. По этой форме из холста или картона изготавливаются части манекена чучела, после чего собранный манекен обшивается выделанной шкурой. В результате чучело получается легким, фигуре животного можно придать любую позу, а рельеф выступающих мышц обеспечивает полное сходство с живым объектом. Применение этого метода в Зоологическом музее связано с именем М.А.Заславского, работавшего здесь с 1946 по 1989 год. Им были созданы несколько диорам крупных биологических групп, в которых за счет глубины и живописного фона создается впечатление пространства – «Гигантские скаты – манты», «Морские котики», «Птичий базар», «Высокогорья Тянь-Шаня». Его учениками и помощниками – В.С.Ивановым и С.И.Фокиным – были изготовлены чучела львов для диорамы «Львы в африканской саванне» а также биогруппа «Волки зимой». Среди других современных методов сохранения биологических объектов в музее иногда применялись методы парафинирования и сублимации. Первый состоит в том, что животное после обработки пропитывается парафином. Лучше всего подходит этот метод для изготовления некрупных животных с голой кожей, например, земноводных. Однако, он использовался и для других объектов – именно таким способом изготовлена знаменитая мумия Киргиляхского мамонтенка. Второй метод, сублимации, заключается в том, что замороженное в естественной позе животное высушивают в вакууме. При этом сохраняется натуральный вид и цвет объекта, однако методика имеет некоторые технические ограничения. Кроме того, оба эти метода дорогостоящи и требуют особых условий хранения экспонатов. |
|