Main Page English Version  
Previous Up Next

Жуки на майолике Палисси

Н.А. Виноградов


В предыдущих обзорах, посвященных керамике, изделия из майолики уже присутствовали, но этот обзор появился благодаря неповторимым работам Бернара Палисси (Bernard Palissy). Что же давайте по порядку о майолике, работах Палисси и жуках на них.

Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Керамические изделия из обожжённой глины покрытые глазурью существовали уже несколько тысячелетий назад в Египте и Вавилоне. В средневековье эта техника проникла из стран Азии в Европу. В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин "майолика". Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в.

Бернар Палисси (1510-1590) - французский художник-керамист и учёный эпохи Возрождения. Работал в Сенте и Париже. В середине 1550-х гг. разработал способ изготовления керамических изделий, покрытых цветными глазурями. Работы Палисси считаются самыми замечательными произведениями керамического искусства Франции 16 века. Большинство изделий Палисси украшены натуралистическими мотивами: ранние произведения - гротескными изображениями русалок, танцоров, ящериц, улиток, листьев и насекомых, а более поздние - теми же сюжетами, осмысленными в классическом духе. Произведения Бернара Палисси пользовались большим успехом не только в его время, но и в последующих веках. Недаром герой романа Бальзака "Шагреневая кожа" замечает в лавке древности в первую очередь изразцовую печь, "настоящее чудо искусства, порожденное гением Бернара Палисси".

Его мастерская производила декоративные изделия без гончарного круга, методом прессовки в формах. Среди произведений мастерской Палисси особо выделяются так называемые "сельские глины" - овальные блюда с рельефными, сделанными на основе слепков с натуры изображениями рыб, раковин, зелени, змей, ящериц и лягушек. Все они отличаются высококачественной глазурью и непривычными цветовыми сочетаниями. Их можно рассматривать бесконечно, но каждый раз находить на них новые детали...

Подражали Палисси многие керамисты - в XIX веке наиболее продуктивно Альфред Корпле в Париже. Появился даже такой термин "майолика Палисси".

В этот период (1843-1900) кроме французских мастеров, в этом же стиле работали керамисты в Великобритании и Португалии.

Наряду с традиционными овальными блюдами появились круглые, а также кувшины и вазы, выполненные в той же технике.

Более современные реплики отличаются как по цветовому решению, так и по технике. Но стиль Палисси все равно узнаваем.

Если жуки на предыдущих работах не впечатлили вас размерами, то специально для этого случая есть более убедительные.

Работы Палисси и его последователей хранятся в ведущих музеях мира, таких как Лувр, Эрмитаж, Британский музей и музей Виктории и Альберта в Лондоне, а также во многих музеях США. Но самая большая коллекция его работ (около 160, из них 40 постоянно экспонируются) находится во Франции в Национальном музее керамики в Севре, во дворе которого стоит его бронзовая статуя. О работах Палисси написано множество книг.