Main Page English Version  
Previous Up Deep Next

Персональная страница

Фотографии жуков в природе
 

Дмитрий Владимирович
Доливо-Добровольский

 

 
 

Геолог, научный сотрудник ИГГД РАН,
канд. геол.-мин. наук,
программист-любитель,
натуралист и фотолюбитель


 

 

 

 

АДРЕС:

Институт геологии и геохронологии докембрия РАН,
наб. Макарова, д. 2
г. Санкт-Петербург
199034, Россия
Тел. раб. +7(812)328-03-62
Тел. дом. +7(812)273-02-79

E-mail: ddd@dd1406.spb.edu

ДАТА и
МЕСТО
РОЖДЕНИЯ:

 
 3 марта 1966 г.
 г. Ленинград


Дмитрий Владимирович Доливо-Добровольский - наш новый автор. Следуя лучшим примерам начала сотрудничества с нашим сайтом он прислал сразу несколько своих фотографий, выполнив все рекомендации редакции и снабдив их не только математически точными этикетками (время съемки указано до секунды), но и интересными комментариями. Пришлось применить для показа снимков Д.В. немного другой формат страницы. Д.В. не только верно определил сфотографированных жуков, но и заметил ошибку в латинском названии щелкуна на одной из страниц нашего атласа (за это ему особая благодарность!). Я с удовольствием передаю слово Д.В. для рассказа о себе.

Андрей Лобанов
Июнь 2006 г.


Коротко о себе

В детстве рисование и наблюдения природы (а особенно - её животного мира, и более всего - насекомых) были самыми большими из моих увлечений. Хотел даже поступать на биолого-почвенный факультет Ленгосуниверситета, но... поступил на геологический (о чём, впрочем, не жалею). После его окончания в 1988 г. и получения диплома геолога-геохимика-минералога поступил в аспирантуру ИГГД РАН, где работаю по сей день научным сотрудником (занимаюсь термодинамикой и петрологией метаморфических горных пород).

Недавно (год назад, с приобретением первой цифровой камеры - Canon PowerShot Pro1) моё детское увлечение перешло в новую стадию и я стал уделять ему гораздо больше времени: наконец-то появилась возможность запечатлевать всё то, что нашёл и увидел! Однако, сразу же столкнулся со множеством проблем самого различного свойства: и технических, и художественных, и биологических, и даже личного характера, переплетённых в едином клубке... Пришлось срочно заполнять все пробелы в своём образовании, чему-то учиться "с нуля", а что-то и придумывать самостоятельно. Сейчас, после фатальной поломки первой камеры (хорошо, что случай оказался гарантийным!), я приобрёл новую - Sony CyberShot DSC-R1. По отзывам многих фотографов, она совершенно не приспособлена для макросъёмки и её очень трудно "подружить" с большими увеличениями. Несмотря на это, я как-то нашёл приемлемые выходы из этой сложной ситуации: последние снимки сделаны именно ею с набором макро-линз фирмы Raynox (DCR-150 и DCR-250) и самодельными отражателем и рассеивателем света от встроенной вспышки. Правда, они не годятся для крупноформатной, плакатной печати. Но я этим и не занимаюсь, так как считаю, что WEB-публикации и мультимедиа-презентации, а в крайнем случае - небольшие иллюстрации в печатных изданиях, - являются самым важным и востребованным типом фотоизображений (если отбросить в сторону коммерцию - но я лишь любитель и для меня фотография вообще не является источником доходов, а свои снимки я всегда просто дарю). Подавляющее большинство фотографий я делаю в районе между ж/д ст. Токсово и Кавголово, где у нас находится дача.

Мне нравится заниматься определениями (стараюсь определить всё, что снимаю), и сайт "Жуки и колеоптерологи" для этого - просто незаменимый помощник! По мере своих скромных возможностей, тоже хочу сделать какой-то любительский вклад... Если есть возможность, я делаю помногу снимков одного животного, с разных ракурсов. Не секрет, что, как правило, те из них, которые особенно хороши с художественной точки зрения, малопригодны для определения, и наоборот - информативные снимки зачастую оказываются не такими привлекательными. Вместе с тем, и один ракурс часто приходится долго "отрабатывать". Во-первых, чтобы получить достойное качество: отсутствие "смазывания", резкость на нужных элементах - её глубина-то ведь мизерная! Во-вторых, постоянно экспериментирую с освещением (это - один из главнейших параметров в макросъёмке), с подбором различного фона (зелёный листик, дерево, земля, небо). Но, конечно, всё это доступно, если насекомое спокойно занимается своими делами, не обращая внимания на фотографа. В противном случае, необходимы особое терпение - и, конечно же, просто удача!

Ещё же я - участник виртуального Клуба любителей макрофотографии (как Dima DD), публикую там свои снимки (но больше занимаюсь перепиской). Именно участники этого клуба, среди которых есть и специалисты-энтомологи, и профессиональные фотографы, и высококлассные фотолюбители и натуралисты из разных стран мира - мои главные соратники и учителя, которым я очень благодарен и за разнообразную помощь, и - особенно! - за тёплую и дружескую атмосферу клуба!

О макросъёмке в природе

К макросъёмке животных я всегда подхожу с трёх разных сторон: с одной стороны, снимки иллюстрируют внешний вид существ, их важные ракурсы, либо показывают (и доказывают) интересные моменты их жизни. С другой стороны, снимок может быть просто красивой картинкой: восхищать красками и композицией, удивлять оригинальностью форм. Наконец, некоторые, редкие фотографии (даже не очень качественные технически) могут неожиданно вызывать сильные переживания, менять настроение зрителя: заставить его и смеяться, и грустить, и даже что-то вспомнить из своей жизни... Всё это есть в макрофотографии!

Наверное, просто хорошо сфотографировать - это, по нынешним временам, лишь полдела совершить! Снимки "прямо с камеры" я рассматриваю как полуфабрикаты, требующие обязательной дальнейшей работы. От этого никуда не деться, если только есть желание получить от снимка всё, что он может дать. И если раньше, в докомпьютерные времена, такая обработка была уделом почти лишь только профессионалов (если вообще возможна), то сейчас любому фотографу доступен огромный арсенал средств, позволяющий быстро и без особых усилий сотворить с изображением практически всё, что угодно. Надо лишь иметь чувство прекрасного - и время, умение и терпение. А ещё - чувство уважения к зрителям, и к себе самому, и к объекту съёмки: именно оно оказывается определяющим.

Наконец, любознательность, граничащая с любопытством, и любовь к тому, что снимаешь. Желание узнать, кто это и что он тут делает просто заставляет лезть в определители - книги и, главным образом, специализированные сайты в интернете, - повышать уровень своего биологического образования. Тут необходимо умение и желание учиться - вне зависимости от возраста, статуса, рода своих основных занятий и уже накопленного багажа знаний. По-моему, это очень важно - если фотограф знает свои модели и особенности их поведения, то он может осознанно подметить и запечатлеть такие редкие и интересные моменты, на которые до него мало кто обращал внимание (если они вообще известны), либо неожиданно встретить уникальное существо и сообщить об этой находке. Этим любительское фотографирование может оказать большую помощь учёным. И вот тут-то очень важным, неотделимым дополнением к снимку оказывается грамотный (со всех точек зрения) и интересный комментарий. Иногда это может быть рассказ или даже целая макро-история с иллюстрациями! Такие законченные и неповторимые произведения редкого пока что жанра "репортажной натуралистики" интересны и нужны как учёным, так и широкому кругу любителей природы.

Дмитрий Доливо-Добровольский (DDD),
июнь 2006 г.



Последнее обновление: 24 июня 2006 г.