Main Page English Version  
Previous Up Next

Исповедь натуралиста-фотолюбителя (философско-лирическое эссе В.Л.Потапова)


В.Л. Потапов


 

Хорошего много не бывает?

Бывает и еще как бывает!

Вот конкретный пример – фотография.

Обычная практика: показывают пачку фото из мятого конверта со знакомыми, но сильно деформированными лицами на фоне … ну не понятно чего, да еще лица или тела частично обрезаны. А потом вдруг кто-то достает красиво оформленный альбом с нормальными фото…

Потом альбомы начинают оформлять все – это уже никого не удивляет. Затем в альбомы начинают фотографии отбирать, поэтому качество фото растет («нравится - не нравится» – очень показательный критерий отбора). Обычно этим все и кончается, но если в круге знакомых появляется человек увлеченный фотографией, то он начинает печатать фотографии формата 20 на 30, а то и 30 на 40. Вначале все обсуждают эти выстраданные творения, выказывают восхищение, делают «дельные» замечания и т.д. Затем сквозь слова начинает сквозить удивление. Потом, кто раньше, кто позже – все решают для себя: «у каждого свой пунктик, этот подвинулся на фотографии».

Вот тогда и наступает время, когда «хорошего – много»! Независимо от объекта съемки они не вызывают у окружающих интереса. Да и вообще, куда его девать-то, этого жука тридцатисантиметрового?...

 

Мне нравится заниматься фотографированием живых объектов – хобби такое. Я отдыхаю в это время душой, хотя тело иногда очень устает. Зачем мне это?

Все живое мне было привлекательно с раннего детства. В детстве все было по-другому, и у моих детей такого детства нет: целые дни на городской улице. А позади дома моих родителей был огромный пустырь – эльдорадо… Стрекот кузнечиков заглушал шум редких грузовиков, солнечный свет обволакивал теплом, над цветами жужжали шмели и порхали бабочки…

Опять же дача у родителей была. Именно в ее окрестностях я получил первый опыт макрофотографии: Зенит Е, удлинительные кольца, пара пленок… и ни одного приличного кадра! Потом эта история многократно повторялась. Наконец, как-то весной, «вдруг» получился снимок ветреницы дубравной, потом еще пара удач. Формат фотографии у меня тогда был, если я не ошибаюсь, 18 на 24 см.

Прошел еще год, я увидел первого в своей жизни живого махаона. Это потом я их видел много, даже несколько одновременно. А этот первый! Бежал я за ним метров триста пятьдесят, потом он позволил мне сделать пару снимков и исчез за деревьями над обрывом. В общем-то, надежда была слабая, дощелкал я эту пленку (фотографированием такой процесс назвать трудно) и проявил. Так и хочется написать «дрожащими руками я вынул пленку из бачка…», не помню, какими руками, не помню. Но кадр получился!

Может, именно в этот момент во мне родился Фотоохотник? Хотя, наверное, раньше! Бежал же я за ним. Я уже начинал отчаиваться: получить на доступных материалах что-нибудь приличное, а тут целый махаон! Это что-то сродни древнему охотничьему инстинкту, и эти ощущения хорошо знакомы охотникам, рыболовам, ученым и людям других творческих профессий – вот она Удача, весь мир у твоих ног, тебя распирает изнутри. Кто-то спешит показать свое творение всему миру, кто-то – единомышленникам, а кто-то просто будет помнить об этом всю жизнь и, вспоминая, переживать частицу того всеобъемлющего чувства…

Думаете, этот снимок потерян навсегда? Это едва ли – родители не выбрасывают фотографии. Сам боюсь искать. Вдруг, окинув его сегодняшним взглядом, придется его выбросить? Тогда исчезнет волшебство Первой Удачной Охоты, и мир станет чуточку печальнее.

К сожалению жуки у меня не получались гораздо дольше. Первые фотографии, на которых видно, что снят жук (и даже какого цвета) получились у меня все с тем же Зенитом в середине 90-х.

 

Было еще много всего. Огонек Фотоохотника тлел еле-еле, в самой глубине души. Приоритеты были сильно сдвинуты от хобби, да и свободного времени совсем не было.

Но фотографировал. С новыми материалами и техникой двигался к Удачному Снимку. Надо честно признаться – работа шла на 99,9% в корзину, я имею в виду макро. Потом появилась цифра. Я читал бесконечные споры между сторонниками и противниками цифры. Мое мнение по этому вопросу отталкивается от того махаона 82 или 83 года рождения: ну не было у меня шансов опубликовать этот снимок нигде, может, многотиражка бы взяла, да и то вряд ли – мороки много. Читал я правила для подготовки фотоматериалов 92 года издания. Ни одного шанса… А мою цифру уже публиковали и не раз, даже на развороте «глянцевого» журнала.

Снимает фотограф, а не фотоаппарат (в этом я твердо уверен на своем опыте). Но кроме этого, слагаемые хорошей фотографии – качественная техника, качественные материалы и их качественная обработка. Только, если фотографу недоступны необходимые фотоматериалы и их качественная обработка, о чем может идти речь? И «Сменой» можно получить классные снимки, только я таких не видел (наверное не повезло); интересные видел, а вот качественные технически – нет. Фотосалоны существуют для любителей. Больше двух раз пленка фотосалон не выдерживает. Отношение в салоне соответствующее, формат 10 на 15 многое «прощает». Про ретушь, баланс белого и б/у проявитель-закрепитель и без меня написано очень много на фотосайтах (там также живо описываются поиски «нормального» или «продвинутого», а то и совсем «профессионального» фотосалона, использование слайд-сканера, чтобы не допустить чужие руки к вашей пленке больше одного раза). У каждого свой пунктик: кому-то нравится хорошая фотография в руках, а кто-то просто «балдеет» от процесса ее получения!

А пленка? Она сохранится еще очень долго, в двух вариациях. Первый – мыльница за 200 р., пара катушек пленки и 76 «прекрасных» фотографий! И второй – приверженцы-профессионалы. Слушают же до сих пор винил, только «игла» лазерная, а звук оцифровку проходит. И находят нюансы звучания! Вот и изображение на пленку будет попадать из оперативной памяти после отбора удачного снимка. И так же будут спорить о высоком фотоискусстве, о цветовой широте и проработке полутонов в тенях. Только вот это будет уже совсем другая жизнь.

 

Фотографировал и продолжаю фотографировать, в основном, в отпуске и в выходные. Темы – естественнонаучное и художественное макро, пейзаж, натюрморт.

 

В качестве заключения, как принято в научных статьях, хочу выразить благодарность одному из авторов этого сайта – Максиму Анатольевичу Клепикову. Я посылал Максиму Анатольевичу несколько снимков бабочек, для определения. Году так в 2002-м (фотографии еще пленочные). Журнал, с его статьей о правилах естественнонаучной съемки бабочек сохранился до сих пор, а рекомендациями пользуюсь по мере сил и обстоятельств. Статья кстати очень четкая и емкая. Для любителя расписаны пять основных правил естественнонаучной съемки. Мельком там упоминаются и особенности съемки жуков:
http://babochki-kryma.narod.ru/files/lib/foto_v_prirode.htm

Успехов Вам, Максим Анатольевич, интересных поездок и хороших статей!

Также огромная благодарность всем авторам сайта «Coleoptera…» и особенно Андрею Лобанову - за титаническую работу, которая носит системный характер. С книгами некоторых авторов сайта я знакомился еще в детстве (В.Н. Танасийчук), статьи других (А.Л. Лобанов, В.И. Гуменюк) читал с удовольствием уже, будучи достаточно взрослым.

В. Потапов, июнь 2005 г.