Main Page English Version  
Previous Up Next

М.Я. Орлова-Беньковская. Авиаконструктор Вадим Борисович Шавров, автор неизданного тома "ФАУНЫ СССР"...


М.Я. Орлова-Беньковская



М.Я. Орлова-Беньковская. 2013.
Доклад с компьютерной презентацией
на V Всероссийском симпозиуме по амфибиотическим и водным насекомым (Борок, 15-17 октября 2013 г.).
 

Авиаконструктор Вадим Борисович Шавров, автор неизданного тома "ФАУНЫ СССР" по Donaciinae

 
Файл PPT: orlben2013borok_shavrov.ppt



Ниже приведен текст устного сообщения.


1

Готовя доклад о радужницах, я поняла, что нужно обязательно сказать несколько слов о незаурядном человека, авторе тома "Фауны СССР" по радужницам Вадиме Борисовиче Шаврове.

2

Вадим Борисович вырос в семье артиллерийского офицера, однако карьера военного не привлекала его. В юности он стал собирать насекомых, еще гимназистом познакомился с Георгием Георгиевичем Якобсоном и под его влиянием стал заниматься жуками-радужницами.

3

Именно Георгию Георгиевичу посвящен главный энтомологический труд Вадима Борисовича - том "Жуки-радужницы" из серии "Фауна СССР". Замечательная по своей полноте и оригинальности монография не была издана. Но, к счастью, рукопись сохранилась, полностью отсканирована и вывешена на сайте Зоологического института.

4

Энтомология для Вадима Борисовича была не основной работой, а увлечением. Он окончил Институт инженеров путей сообщения, занялся авиацией и стал одним из наиболее известных создателем самолетов-амфибий. Он проводил много времени на водоемах, где проходили испытания, а в свободные минуты собирал донаций, за что получил среди коллег шутливое прозвище Шаврик-Мухолов.

5

История строительства первого самолета серии шавровской серии Ш-1 поистине удивительна.

6

Вадим Борисович с двумя коллегами в 1928 году сумели получить финансирование для своего проекта, но им не было предоставлено место на заводе.

7

Поэтому экспериментальный образец в натуральную величину был собран дома, в просторной ленинградской квартире на Новодеревенской набережной.

8

Любопытные ленинградцы, прознав о небывалом "авиастроении на дому", валом валили в квартиру, расспрашивали.

9

Конструкторы принимали всех и завели книгу посетителей, где собралось под конец несколько сот подписей и пожеланий.

10

На постройку самолета потребовалось больше денег, чем было выделено, поэтому Шаврову пришлось подрабатывать изготовлением чертежей на заказ.

11

Когда самолет был построен, его спустили на балках через окно третьего этажа и перевезли в сопровождении эскорта любопытных на аэродром.

12

Самолет прошел испытания в Финском заливе, а потом, пилотируемый летчиком Глаголевым, своим ходом благополучно долетел до Москвы.

После этого Ш-1 стали выпускать серийно.

13

Самый знаменитый из самолетов Шаврова - легкий поплавковый гидросамолет Ш-2 - "Шаврушка", как любовно называли его в авиации. В зависимости от задания или обстановки, сложившейся в полете, Ш-2, взлетев с воды, мог совершить посадку на аэродром или же, наоборот, взлететь с суши, а сесть на водную поверхность и затем на своих колесах "выйти" на пологий берег. Впервые эта машина пошла в серию еще до войны и продержалась в строю около 40 лет. В разных модификациях было построено несколько тысяч самолетов Ш-2. В начале их использовали как боевые разведчики и легкие бомбардировщики, а потом как почтовые, транспортные и санитарные самолеты на реках и озерах.

14

В 30-х годах самолеты-амфибии применялись для исследования побережья Северного Ледовитого океана. Славные полярные летчики (Бабушкин, Кошелев и другие), летая на Ш-2, заполнили много "белых пятен" на карте Крайнего Севера нашей Родины. Шавров впервые в авиации догадался сделать подносное верхнее крыло, консоли которого могли складываться назад, как у жука. Самолету со сложенными крыльями всегда находилось место и на борту ледоколов. Таким образом, именно хобби - изучение радужниц натолкнуло Вадима Борисовича на гениальное конструкторское решение.

15

После прославленного Ш-2 Вадим Борисович принимал участие в конструировании нескольких других гидросамолетов. В 50-х годах он перешел на изучение истории нашей авиации и написал об этом две книги.

16

Летом Шавров никогда не расставался со складным сачком и за долгие годы собрал прекрасно этикетированную коллекцию, включающую более 1500 экземпляров радужниц. Она и по сей день хранится в Зоологическом институте РАН. Коллекция пластинчатоусых Вадима Борисовича помещена в Зоологический музей МГУ.

17

В честь Владимира Борисовича, выдающегося авиаконструктора, историка авиации и лучшего знатока радужниц за весь 20-й век названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга.

18

При создании презентации я использовала:

фрагмент воспоминаний О.Л.Крыжановского, представленный на сайте ЗИН http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/shavrov.htm,

cтатью Жуковой и Малика из журнала "Моделист-конструктор" № 6, 1975 http://www.montaro.ru/planes/sh-2/shavrov.html,

и постер в живом журнале: http://foto-history.livejournal.com/1787919.html, основанный на воспоминаниях Вадима Борисовича Шаврова и фотографиях из фотоальбомов его коллег.